05.06.2007 03:00
    Поделиться

    Приморье: поселение детей-сирот пытаются выжить с земли

    Прокуратура Надеждинского района возбудила уголовное дело по факту жестокого обращения с детьми в социальном комплексе "Семейный очаг". Корреспондент "РГ" попытался разобраться в этой весьма неоднозначной ситуации.

    Поводом для возбуждения уголовного дела явилось заявление одной из воспитанниц о том, что опекуны за провинности физически наказывают приемных детей, лишают обедов, заставляют выполнять тяжелую физическую работу.  По информации старшего помощника прокурора края Ирины Номоконовой, прокуратура района провела проверку фактов и установила, что применяемые опекунами к детям воспитательные меры в "Семейном очаге" зачастую носят противоправный характер. Эти меры прокуратурой района были квалифицированы как жестокие, и дело по признакам преступления, предусмотренным статьей 156 УК РФ - неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего, соединенное с жестоким с ним обращением, - направлено для расследования в районный ОВД.

    "Кто помогает детям сегодня, тот думает о будущем России", - такой плакат встречает гостей на въезде в православную семейную деревню "Семейный очаг" - одно из самых известных в Приморье учреждений для детей-­сирот. Строительство деревни начато осенью 2003 года, когда  на территории бывшей воинской части поселились несколько приемных семей. Сейчас в комплексе проживают 57 человек - это восемь семей, в которых 40 детей. Большинство из них - сироты, которых взяли из детских домов, приютов и интернатов Приморья.

    Предполагалось, что все члены поселения будут заниматься сельским хозяйством. Для этого взяли в аренду сначала 30, потом еще 20 гектаров земли, построили сараи и помещения для содержания домашних животных - коров, овец, коз, кроликов, лошадей, птиц и пчел. А чтобы всем было комфортно жить, отремонтировали два двухэтажных здания, провели канализацию, восстановили скважину для подачи воды, модернизировали отопительную систему. Расчистили придомовые территории, организованы площадки для спортивных игр и актовый зал для праздничных мероприятий. В общем, многое было сделано для того, чтобы полноценно жить и  спокойно воспитывать детей.

    Но спокойно не получается. По словам Олега Петрука, председателя социального комплекса "Семейный очаг", сопредседателя Всероссийского общества многодетных приемных семей это уже четвертое  уголовное дело против него. Три первых закрыты, а новое появилось по жалобе одной из воспитанниц школьному педагогу на недоедание. Сегодня Олеся Мещерякова говорит, что сама заявление не писала, а когда его прочитала, удивилась: "Не знаю, откуда это взялось, что меня Олег Викторович увозил в лес, бил, душил. Это полная неправда. Он не такой".

    В поселении говорят, что разговоры о том, что детей в семье морят голодом, бьют и с утра до вечера заставляют работать, абсурдны. Они не имеют под собой никаких оснований, кроме желания закрыть этот социальный проект на корню. Об этом говорит и тот факт, что показания существуют лишь в отношении одной из восьми семей, а уголовно преследуется вся община.

    - Тем, кто хочет нас выжить, все равно, какие методы использовать. При проверках нас все время спрашивают: "А вы не заставляете детей ходить в церковь и молиться? А вы не мучаете их постами? А не перегружаете ли работой"? - рассказал корреспонденту "РГ" Олег Петрук.

    По его словам, подозрения и недоверие со стороны окружающих появились почти с первых шагов поселенцев.

    - Ребята, которых я взял на воспитание, - для меня родные дети, просто их называют приемными. Я хочу их воспитать не как иждивенцев, а как полноправных, активных граждан своей страны. И я буду воспитывать, как своих родных детей. Думаю, весь вопрос в земле. Налицо конфликт интересов. Кому­то нужны эти земли. Не случайно администрация  района продлевает договор аренды на землю только на один год. Кстати, договор на 2007 год еще не подписан. Мы выращиваем урожай на свой страх и риск. Но я не хочу судиться, я хочу воспитывать детей, - заявляет директор поселения.

    По мнению же главы Надеждинского муниципального района Олега Пинского, общину никто не лишает зданий и земли. Просто отказали четырем семьям общины в статусе приемных. Потому что: "предполагаемые приемные родители не обладают доходами и не имеют места постоянного жительства. Можно ли считать таких взрослых готовыми обеспечить условия жизни приемным детям, тем более многочисленным? По мнению администрации Надеждинского муниципального района - нет.

    Журналисты "РГ" тоже намерены следить за событиями и информировать своих читателей о судьбе тех, кто взвалил на свои плечи тяжелый труд по воспитанию приемных детей, и о тех, кто за короткую жизнь познал лихо сиротской доли и с осторожностью ищет свое место в чужих семьях, готовых им стать родными. Получится ли? Не спугнуть бы. Надеемся, что правоохранительные органы, органы опеки и попечительства, департамент народного образования края объективно разберутся в ситуации, сложившейся вокруг детского поселения "Семейный очаг" и земель, на которых дети и их приемные родители ведут сельскохозяйственную деятельность.

    Справка "РГ"
    Социальный комплекс деревня "Семейный очаг" располагается в селе Раздольном Приморского края, в 65 километрах от Владивостока. Основной целью этого проекта, по замыслу ее основателей, является создание условий для организации поселения, в котором смогут проживать многодетные семьи и физические лица, имеющие желание посвятить свою жизнь воспитанию детей­сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

     


     

    Поделиться