29.05.2007 02:30
    Поделиться

    Михаил Мишустин: Особые экономические зоны - худшее место для коррупции

    Михаил Мишустин уверен, что особые экономические зоны - худшее место для коррупции

    Осталось меньше месяца до старта в России первой особой экономической зоны. В Липецкой ОЭЗ 14 июня будет открыт завод по производству облегченной стеклянной тары, предназначенной для пищевой и медицинской промышленности. А в конце года начнется производство автомобилей и на заводе в ОЭЗ в Татарстане.

    На открывающемся в начале июня Санкт-Петербургском экономическом форуме Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами (РосОЭЗ) предпримет массированное наступление на потенциальных инвесторов. Стенд РосОЭЗ займет площадь 500 квадратных метров. Напомним, что сейчас идут работы в тринадцати ОЭЗ. Две из них - промышленно-производственные, где будет создаваться продукция высокой степени переработки. Есть еще четыре технико-внедренческие ОЭЗ (по типу наукоградов) и семь зон туристско-рекреационного типа. Уже зарегистрировано 17 резидентов в технико-внедренческих и промышленно-производственных зонах. Но это только начало.

    О планах по строительству зон, привлечению резидентов и о том, как не допустить в ОЭЗ коррупционеров, корреспонденту "РГ" рассказал руководитель Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами Михаил Мишустин.

    Иностранцы еще подтянутся

    Российская газета | Михаил Владимирович, особые экономические зоны должны дать толчок к развитию регионов и всей российской экономики. У вас есть конкретные показатели, которые вы хотите получить "на выходе"?

    Михаил Мишустин | Вообще, разработано три стратегии по строительству и созданию ОЭЗ - короткая, до середины 2008 года, среднесрочная, до 2010 года, и долгосрочная, до 2012 года.

    И мы знаем, что хотим получить от каждой зоны - сколько туда будет направлено инвестиций, привлечено резидентов, создано новых рабочих мест. Такие подробные планы разработаны по всем шести промышленно-производственным и технико-внедренческим ОЭЗ. А короткую стратегию мы превратили в тактический план в виде заданий министра экономического развития и торговли Германа Грефа. В них расписаны сроки проектирования и строительства объектов, указаны примерные объемы и источники финансирования.

    Например, в промышленно-производственной зоне в Липецке к 2010 году появится более 5 тысяч рабочих мест. В нее будет привлечено свыше 40 миллиардов рублей. Зарегистрировано более 20 резидентов. А всего в шесть зон к концу 2010 года мы рассчитываем привлечь не менее 100 миллиардов рублей частных инвестиций, зарегистрировать свыше 300 резидентов. Конечно, эти планы достаточно примерные. Наверняка они еще будут корректироваться с учетом прихода инвесторов.

    РГ | Каких инвесторов вы больше ждете - отечественных, иностранных? Судя по первым итогам, пока иностранцы относятся к нашим зонам с недоверием. Из 17 зарегистрированных резидентов только один - зарубежный.

    Мишустин | По закону, любая компания, которая хочет стать резидентом зоны, должна быть зарегистрирована как юридическое лицо на территории муниципального образования. То есть все они действуют в соответствии с российским законодательством. Но, конечно, мы хотели бы видеть в зонах серьезных "якорных" инвесторов: высокотехнологичные компании мирового класса. Ведь они могут не только организовать современное производство, но и привести на наш рынок своих партнеров, создать мощные кластеры. Но надо учитывать, что такой инвестор, приходя на новый проект, всегда действует достаточно осторожно. Так что вполне нормально, что пока мощные иностранные инвесторы не пришли в наши зоны. Но мы их ждем. Сейчас в Липецкой области отечественный производитель "ЧСЗ-Липецк" открывает завод по производству облегченной стеклянной тары для пищевой и медицинской промышленности. А к концу третьего квартала в этой же ОЭЗ будет открыт еще один завод - по производству холодильного оборудования, выпуск которого наладит "дочка" итальянской фирмы ООО "СЭСТ-ЛЮВЭ". Ведутся переговоры и с другими известными зарубежными компаниями. Вот только что звонил один из потенциальных резидентов из Италии. Думаю, иностранцы подтянутся, когда будут открыты первые заводы.

    Крупные инвесторы уже активно осваивают территории зон. В ОЭЗ "Алабуга" в Татарстане первым таким резидентом зарегистрирована российская компания по производству автомобилей "Северсталь-авто". Она закупила корейские и итальянские лицензии на выпуск машин. Я очень надеюсь, что первый мини-автомобиль "Фиат "Дукато" будет выпущен уже в ноябре этого года. Это серьезная заявка, важное событие для российского автопрома. Новые автомобили будут использовать в качестве школьных автобусов, машин "скорой помощи", для перевозки малогабаритных грузов.

    Кроме этого завода, в ОЭЗ "Алабуга" мы откроем в ноябре еще и административное здание, где резидентам будут оказывать все услуги в режиме "одного окна". Именно в Татарстане мы делаем "пилот" по созданию единой информационно-технологической системы администрирования резидентов. В "одном окне" они смогут решить все вопросы, связанные с таможенной и налоговой службой, с государственной регистрацией прав собственности.

    ОЭЗ конкурентам не помеха

    РГ | Вы рассказали о промышленно-производственных зонах. А как обстоят дела в технико-внедренческих ОЭЗ?

    Мишустин | Здесь пока только оформляются к передаче в управление РосОЭЗ земельные участки, идет планирование и строительство инфраструктуры - инженерных сетей, канализации, дорог, то есть всего того, что предшествует строительству административных зданий. Резидентов же надо где-то размещать. К следующему лету будет развернуто строительство административных центров в Дубне, Зеленограде и Санкт-Петербурге. Причем это будут высококлассные, архитектурно грамотные здания. А когда мы сможем показать потенциальному резиденту готовую инфраструктуру, административные комплексы, будет совсем другая ситуация. Поэтому первое, что мы сейчас хотим сделать - это создать очень качественную инфраструктуру таких ОЭЗ.

    РГ | Резидентам зон будут предоставлены налоговые преференции. Уже сейчас многие эксперты говорят о том, что это создаст неравные конкурентные условия для аналогичных предприятий в других регионах.

    Мишустин | Я бы на первое место поставил вовсе не налоговые льготы. Их на самом деле не так много и они не столь значительны. В зонах, например, будет действовать режим свободной таможенной зоны. Все сырье и технологические компоненты будут импортировать в зону и вывозить из нее произведенные товары за рубеж без уплаты НДС и таможенной пошлины. Но при вывозе продукции на территорию России НДС и экспортную пошлину платить придется. А освобождение от земельного и имущественного налогов осуществляется региональными законами, принимаемыми местными законодательными собраниями. Это также касается и 4 процентов ставки налога на прибыль, зачисляемого в бюджет субъекта РФ. Так что в этом смысле неравных конкурентных условий не возникает.

    Инвесторов привлекает не это. Самое "вкусное", чего они ждут от особых экономических зон, это инженерно-транспортная инфраструктура и облегченный режим администрирования. Инвесторы хотят четко услышать от нас, кто будет представлять государство в зоне, с кем они будут иметь дело, насколько будут просты отношения, связанные с оформлением прав собственности, получением различных разрешений на строительство, урегулированием вопросов с приглашением иностранной рабочей силы. То есть все хотят нормального отношения со стороны государства и качественного предоставления услуг, необходимых для осуществления хозяйственной деятельности. Мы называем это дружественной средой общения и собираемся создать ее в ОЭЗ. В том числе, как я уже говорил, через предоставление всех услуг в режиме "одного окна". Мы уже получили поручение вице-премьера С.Е. Нарышкина о создании "пилота" системы "одного окна", где будет учтена та огромная работа, которую уже провела комиссия по административной реформе по упрощению процедур взаимодействия государства и бизнеса.

    Это вместе с инфраструктурой и есть главное конкурентное преимущество зон. В Китае в одной из лучших особых экономических зон в Сучжоу я видел плакат "Инвестор - наш император". Таким же принципом должны будут руководствоваться и в наших ОЭЗ.

    Все деньги - под контролем

    РГ | Можно и у нас повесить такой плакат, но российское взяточничество это не искоренит.

    Мишустин | Система управления ОЭЗ выстроена так, что зоны - худшее место для коррупции. Во-первых, инвесторов здесь принимает экспертный совет, возглавляемый министром экономического развития и торговли. Кроме него в совет входят известные и абсолютно независимые люди, такие, например, как нобелевский лауреат Жорес Алферов. Помимо этого в каждой ОЭЗ есть наблюдательный совет, и он тоже состоит из независимых экспертов, ученых, представителей резидентов. И наконец, зона - это ограниченное, замкнутое пространство, где в отличие от большого города о любом злоупотреблении чиновников тут же будет известно и администрации, и наблюдательному совету. Это вообще очень удачный пример того, как должно быть построено государственное администрирование.

    Думаю, в наших особых экономических зонах мы сможем создать для бизнеса самые комфортные условия. И благодаря уникальному научному потенциалу России, высококвалифицированной рабочей силе там будут открываться самые современные производства.

    РГ | На обустройство инфра структуры ОЭЗ пойдут немалые деньги. Только из федерального бюджета в 2008-2010 годах выделят 31 миллиард рублей. Вы уверены, что все эти средства дойдут до места назначения?

    Мишустин | Деньги бюджета для строительства внешней инфраструктуры поступают через федеральную адресную инвестиционную программу (ФАИП), а также через инвестиционные программы субъектов естественных монополий - РАО "ЕЭС России", ОАО "РЖД", "Газпрома".

    Деньги из федерального бюджета для создания инфраструктуры внутри зон вносятся в уставной капитал ОАО "Особые экономические зоны". Оно создано весной прошлого года, и 100 процентов акций ОАО принадлежат Российской Федерации. ОАО является заказчиком-застройщиком всех объектов.

    Все процедуры, связанные с выделением средств на проектирование и строительство, обязательно проходят по конкурсу в соответствии с законом о закупках для государственных нужд. В ОАО специально создано управление, которое занимается организацией конкурсов, а также административно-контрольное управление, которое следит за соблюдением всех процедур. Кроме того, есть внешние контролирующие органы, которые будут нас проверять - Росфиннадзор, Счетная палата.

    Наконец, у нас есть еще одно хорошее средство, позволяющее отслеживать, как идет строительство в зонах. На всех площадках установлены специальные веб-камеры. И с их помощью руководитель агентства, министр и высшее руководство страны могут, не выходя из кабинетов, видеть, что там происходит. Такая "трансляция" уже организована из Дубны, Зеленограда, Татарстана. К июню будут открыты для просмотра еще три зоны.

    РГ | В строительство инфраструктуры должны вложиться и регионы. Они готовы к этому?

    Мишустин | Да. Готовы. В каждом Соглашении о создании особой экономической зоны, которое подписывается, в том числе и субъектом Федерации, оговариваются объемы софинансирования. Средства вносятся в уставные капиталы территориальных дочерних ОАО "ОЭЗ" в особых экономических зонах. Кроме того, у них есть дополнительные обязательства - например, по строительству местных дорог, объектов социальной инфраструктуры. И я рассчитываю, что они эти планы выполнят. Такой настрой чувствуется и у губернаторов, и в законодательных собраниях.

    РГ | Вы говорили, что в этом году должна быть подготовлена концепция создания туристско-рекреационных зон. Как идет эта работа?

    Мишустин | Концепция должна включать планы проектирования территорий и основные архитектурные решения по строительству объектов. Недавно мы провели конкурс на выполнение работ по ее подготовке. Интерес был огромный, в конкурсе участвовали 10 претендентов. Победителями стали консалтинговая компания "Роланд Бергер Стрэтеджи Консалтентс ГмбХ" из Германии и австрийская компания Deloitte Corporate Finance, которые работают в консорциуме с российскими партнерами. У них есть большой опыт в создании лучших в мире туристско-рекреационных центров. По условиям контракта концепция должна быть готова к сентябрю. Стоимость работы - 90 миллионов рублей.

    Земля и кадры

    РГ | Какие, на ваш взгляд, существуют проблемы в процессе создания особых экономических зон?

    Мишустин | Проблемы, конечно, есть. В первую очередь это оформление земельных участков для застройки зон. Существуют пробелы в законодательстве, и пока не отлажены все процедуры предоставления земельных участков. Но соответствующие поправки в законы уже подготовлены. Думаю, в ближайший месяц мы закончим передачу земельных участков в аренду ОАО "Особые экономические зоны" для строительства инфраструктуры и объектов в шести зонах промышленно-производственного и технико-внедренческого типа.

    Сложнее будет решать вопросы с обустройством зон туристско-рекреационного типа. Они обширны по территории и на этих землях находятся не только участки государственной или муниципальной собственности, но и частные наделы. А для того чтобы правильно спланировать зону, создать ее концепцию, надо иметь "свободу рук". Пока все земельные вопросы урегулированы только в Алтайском крае, где будет находиться ОЭЗ "Бирюзовая Катунь". Там участки, которые находились, в том числе и в частной собственности, были возвращены (выкуплены) в региональную собственность и переданы в управление РосОЭЗ. Но никто людей с насиженных мест силой не сгонял. Если владельцы отказывались продавать землю, приходилось проводить межевание между их участками и территорией зоны.

    Но нам еще предстоит решить вопросы по природоохранным землям. Часть территории ОЭЗ в Бурятии попадает в особо охраняемую зону на Байкале, а в Калининградской области рядом находится национальный парк. Сейчас минэкономразвития вместе с министерством природных ресурсов готовит поправки в законодательство. Мы исходим из самых благих намерений - хотим сделать так, чтобы и природа не страдала, и инвестор получил возможность зайти в зону.

    РГ | Особым экономическим зонам понадобятся тысячи квалифицированных кадров. Дефицита в них не будет? Наверное, придется приглашать людей из других регионов. А где они будут жить?

    Мишустин | В Татарстане и Липецкой области, скорее всего, такой проблемы не будет. Там рядом с ОЭЗ находятся крупные промышленные центры, где есть профессиональные кадры. И если им будут предложены конкурентные условия по оплате труда, социальным льготам, специалисты пойдут работать в ОЭЗ. Нет кадровых проблем и в технико-внедренческой зоне в Зеленограде, который традиционно является признанным центром микроэлектроники России.

    А, к примеру, в ТВЗ "Дубна" такой вопрос действительно будет стоять. Во всем мире технико-внедренческие зоны - это место, где работают грамотные молодые кадры. И главное, чем мы можем привлечь их в ОЭЗ, - это комфортными условиями для жизни. То есть в первую очередь пойдет речь о предоставлении качественного и недорогого жилья. Сейчас вместе с Внешэкономбанком, на базе которого создается Банк развития, мы прорабатываем вопрос о выделении под эти цели "недорогих" и "длинных" денег. Пока это, правда, только намерения, но понимание со стороны руководства ВЭБа есть. Возможно, рядом с зонами будут строиться небольшие городки, современные комфортабельные общежития для специалистов, как это делается, например, в индийском Бангалоре. Кроме того, там должны быть созданы и другие условия. В Дубне, например, под патронатом губернатора Московской области Бориса Громова уже идет строительство современного физкультурно-оздоровительного комплекса. Причем деньги на строительство выделяются из областного бюджета. Вообще хочу отметить, что руководство Московской области активно участвует в создании технико-внедренческой зоны.

    А потом, шаг за шагом, в ОЭЗ будет создаваться и другая социальная инфраструктура - детские сады, школы, поликлиники. С минфином достигнута предварительная договоренность, что из федерального бюджета регионам будет предоставлена помощь на строительство социальной инфраструктуры из Фонда регионального развития. Деньги уже заложены в наши пятилетние планы. Но это дело будущего.

    Поделиться