28.05.2007 01:30
    Поделиться

    Матиас Руст вернется в Москву

    Ровно 20 лет назад на Красную площадь в Москве с Васильевского спуска к храму Василия Блаженного вырулил одномоторный самолет "Сессна". Большинство гулявшего народа приняли эту посадку за часть празднования Дня пограничника - дело-то произошло 28 мая.

    Однако через минут 15-20 москвичи узнали, что к нам прилетел 19-летний мальчишка из ФРГ Матиас Руст, который, как выяснилось, по-русски не мог сказать ни слова. Тем не менее многие предположили - "голубь мира", и, по словам самого пилота, даже вручили ему хлеб-соль. Но минут 30 спустя на Красную "примчались" машины с сотрудниками КГБ.

    Позже стало известно, что Матиас Руст пролетел из Хельсинки в Москву без какого бы то ни было разрешения на пересечение советской границы. У людей старшего поколения сразу возникли ассоциации. Вспомнился Фрэнсис Пауэрс, разведывательный "У-2" которого был сбит в уральском небе в 1960 году, а также уничтоженный советскими ПВО 1 сентября 1983 года южнокорейский пассажирский авиалайнер.

    Именно после 1 сентября, судя по всему, были сделаны "соответствующие" выводы и в результате вышел приказ - по пассажирским воздушным судам не стрелять. Тем не менее после посадки Руста на Красной площади возник главный вопрос - куда смотрела ПВО?

    Как писала в прошлом немецкая печать, этот в какой-то степени забавный инцидент развязал руки президенту СССР Михаилу Горбачеву, который тут же уволил министра обороны 75-летнего Сергея Соколова и командующего ПВО страны Александра Колдунова. Они вроде бы выступали против горбачевской политики перестройки и гласности. Кстати, под каток гнева главы Советского государства попали и другие высокопоставленные офицеры из войск ПВО.

    Тем не менее, к чести военнослужащих, они практически все время полета "Сессны" над территорией СССР держали самолет под контролем. Но сбивать не посмели и, скорее всего, не хотели: какой ущерб безопасности страны могла нанести одномоторная "Сессна".

    В итоге Матиас Руст приземлился возле Кремля, был арестован и потом, несмотря на его заверения, что прилетел он в Москву с миссией доброй воли, приговорен за нарушение советских законов к четырем годам тюрьмы. Отсидел в Лефортово, правда, чуть больше года. Говорят, вмешался тогдашний канцлер ФРГ Гельмут Коль. Руст вернулся домой, и, казалось бы, о нем можно было забыть.

    Но сам Матиас не давал о себе забывать. Уже в 1989 году он получил четыре года тюрьмы за покушение на убийство медсестры, которая его отвергла. Но снова не досидел до конца срока. Его освободили через два с половиной года.

    В 1994 году он вновь посетил в Москву. На этот раз легально. Открыл обувной магазин, но конкуренции, в том числе со своими соотечественниками, не выдержал. Иными словами, в России его как того самого 19-летнего мальчишку, приземлившегося на Красной площади, не вспомнили.

    В 2001 году вошедший в раж Руст снова решил напомнить о себе. Он украл в гамбургском универмаге кашемировый свитер. И сделал это, думается, сознательно. На сей раз его не посадили, но приговорили к штрафу в четыре с половиной тысячи долларов. Тем не менее в немецкой печати его фамилия все-таки всплыла.

    А уж накануне 20-летия "полета с миссией мира" Руста вспомнили и в России, и в Германии, и в других странах. В одной из немецких газет мелькнуло сообщение: 39-летний Матиас, ныне живущий в Гамбурге со своей второй женой Афиной, мечтает повторить свой полет 20-летней давности.

    В воскресенье "РГ" неоднократно пыталась дозвониться до Матиаса Руста. Но каждый раз отвечал автоответчик. Голосом отца Матиаса Карла-Хайнца он устало предлагал оставить нам сообщение после звукового сигнала. На просьбу по возможности перезвонить в Москву никто так и не откликнулся. Семья Рустов включает автоответчик, когда им особенно сильно начинают досаждать журналисты. Вчера, очевидно, был именно такой день.

    Поделиться