22.05.2007 06:00
    Поделиться

    Александр Потемкин: Предприятия и банки столицы должны нерезидентам 30 миллиардов долларов

    Уже из этих цифр (а их можно привести значительно больше) становится понятной ключевая роль Москвы для экономики Российской Федерации. А равно и тот факт, что любые кризисные явления в пределах МКАД неизбежно отразятся на всей стране - с эффектом мультипликатора. Образно говоря, если Москва "сляжет с насморком" - России обеспечено серьезное воспаление легких.

    Можно долго спорить о том, насколько оправдана подобная степень централизации, но таково на сегодня реальное положение дел, и у нас - нравится это кому-то или нет - другой экономики нет.

    Поэтому за состоянием столичных рынков, с нашей точки зрения, приходится следить особенно пристально.

    Прежде всего это касается такой важнейшей проблемы, как долговая нагрузка экономики. Посмотрим, что происходит в этом отношении в столице.

    Как следует из официальных документов, в московский бюджет 2007 года за счет внутренних заимствований предусматривается привлечь 107,2 миллиарда рублей (в том числе для погашения заимствований прошлых лет - 13,2 миллиарда), за счет внешних заимствований - 404,2 миллиона евро.

    Привлекаемые заимствованные средства направляются на финансирование дефицита бюджета мегаполиса - 94 миллиарда рублей. Из других источников для финансирования дефицита и на погашение ранее принятых долговых обязательств будет привлечено еще 11,1 миллиарда рублей.

    С учетом внутренних и внешних заимствований внутренний долг органов государственного управления г. Москвы (муниципальный долг) возрастет с 72 миллиардов рублей на 1 августа 2006 года до 164,8 миллиарда рублей на 1 января 2008 года, а внешний муниципальный долг, соответственно, с 377,8 до 782 миллионов евро.

    Сравнительно с государственным долгом России долг Москвы и в абсолютном, и в относительном измерении выглядит далеким от критического (см. таблицу 1).

    То есть муниципальный долг Москвы в процентах к ВРП был и остается существенно ниже, чем государственный долг Российской Федерации в процентах к ВВП. Однако государственный долг РФ снижается и в соответствии с проектом федерального бюджета на 2007 год будет к концу 2009 года доведен до 7,6 процента от ВВП. Муниципальный же долг Москвы в 2007 году возрастет более чем в два раза. Это обстоятельство выглядит особенно тревожно, если суммировать его с ростом корпоративного долга столицы.

    Наиболее острое положение сложилось в области заимствований предприятий и банков у нерезидентов (см. табл. 2).

    Конечно, деятельность многих предприятий и банков, зарегистрированных в российской столице, в значительной мере осуществляется за ее пределами. Типичный пример - Сбербанк РФ. Однако, на наш взгляд, относить все долги этих субъектов хозяйствования только на Москву вполне правомерно. Ведь часть налогов платится по месту регистрации, и в случае сбоев с уплатой налогов пострадает в первую очередь именно бюджет столицы.

    Стоит напомнить, что согласно "Маастрихтскому стандарту" пороговыми значениями для экономической безопасности стран ЕС являются: 30 процентов к ВВП - по государственному долгу и 30 процентов к ВВП - по корпоративному долгу. Из приведенной выше таблицы можно видеть, что лишь за последние полтора года предприятия и банки столицы взяли у нерезидентов кредитов и займов на сумму 30 миллиардов долларов, а уже к середине 2006 года задолженность предприятий и банков Москвы нерезидентам достигла 70 процентов ВРП.

    В связи с этим возникает ряд закономерных вопросов:

    - насколько применимы евростандарты, разработанные для национальных экономик ЕС, к экономике РФ?

    - насколько применимы евростандарты, разработанные для национальных экономик ЕС, к экономикам региональным?

    - насколько применимы евростандарты, разработанные для национальных экономик ЕС, к экономике города Москвы?

    На все эти вопросы приходится давать однозначный ответ: да, применимы безусловно, и в сторону значительного ужесточения. Дело в том, что:

    - нынешняя мировая экономика вообще является экономикой глобальной, а после вступления Российской Федерации в ВТО российская экономика лишится многих защитных механизмов, в том числе финансовых, которыми обладала ранее (ср. дефолт 1998 года);

    - российская экономика, в силу своего "сырьевого крена", ограниченности и дисбаланса внутреннего рынка, в том числе потребительского, имеет гораздо меньше "встроенных стабилизаторов", чем национальная экономика стран ЕС, а потому подвержена гораздо более высоким рискам;

    - любая региональная экономика обладает гораздо меньшими возможностями для маневра финансовыми ресурсами с целью погашения долгов, чем государство в целом;

    - конкретно экономика Москвы перегружена долгосрочными инвестиционными проектами и обязательствами, связанными с исполнением столичных функций, которые во многом финансируются (гарантируются) федеральным бюджетом, поэтому "свободных" денег в Москве практически нет.

    Все это, вместе взятое, позволяет определить "порог безопасности" московского муниципального и корпоративного долга на уровне, примерно в два раза более жестком, чем собственно "Маастрихтский стандарт", то есть:

    - пороговое значение по муниципальному внутреннему долгу Москвы в размере 15 процентов к ВРП;

    - пороговое значение по муниципальному внешнему долгу Москвы в размере 15 процентов к ВРП.

    Представляется, что данные нормативы должны быть из разряда рекомендательных с максимальной срочностью законодательным путем переведены в разряд обязательных. Эта максимальная срочность обусловлена прежде всего сверхбыстрым ростом корпоративной составляющей совокупного долга столицы. Если нынешние тенденции в данной сфере сохранятся, то к 2010 году, в рамках даже не экспоненциальной, а линейной экстраполяции, положение окажется следующим (см. табл. 3).

    Из таблицы видно, что совокупный государственный и корпоративный долг Москвы может достичь в 2010 году 200 процентов от ВРП. В то же время государственный и корпоративный внешний и внутренний долг Российской Федерации (учитывая проект бюджета РФ на 2007 год и экспертные расчеты ИЭ РАН) достигнет к 2010 году 74,6 процента ВВП. Это свидетельствует о несравненно более напряженном положении в области долговой нагрузки на экономику Москвы сравнительно с долговой нагрузкой на российскую экономику в целом.

    В связи с этим систему индикаторов экономической безопасности представляется необходимым дополнить пороговыми значениями по корпоративному внутреннему долгу, корпоративному долгу перед нерезидентами и по совокупному региональному долгу, включающему государственный и корпоративный долг.

    Учитывая, что соотношение совокупных активов банковской системы к ВВП должно составлять не менее 100 процентов, а доля кредитного портфеля в активах - не менее 45 процентов, объем банковских кредитов частному сектору должен находиться в пределах 50 процентов к ВВП.

    При определении порогового значения по корпоративному долгу нерезидентам надо иметь в виду, что в современных условиях далеко не все предприятия Москвы могут брать кредиты за рубежом, а тем более размещать там свои облигации. Следовательно, ресурсная база для погашения корпоративного долга нерезидентам гораздо ниже ресурсной базы для погашения внутреннего корпоративного долга. Кроме того, возможность внешних корпоративных заимствований зависит от конъюнктуры мирового рынка - величины процентных ставок, спроса и предложения на кредиты и облигации. Учитывая это обстоятельство, пороговое значение корпоративного долга нерезидентам должно составлять 50 процентов от порогового значения по внутреннему корпоративному долгу, то есть находиться в пределах 25 процентов к ВРП.

    Пороговое значение по совокупному региональному долгу должно быть равно сумме пороговых значений по внутреннему муниципальному долгу, внешнему муниципальному долгу, корпоративному внутреннему долгу и корпоративному долгу нерезидентам. Поэтому в целом оно должно составлять 105 процентов ВРП.

    Использование данного порогового значения особенно актуально для Москвы. В ближайшие годы возможна ситуация, когда объемы муниципального внешнего и внутреннего долга будут в пределах соответствующих пороговых значений. В то же время пороговые значения по корпоративному долгу будут резко превышены. Если при этом будет превышено и пороговое значение по совокупному региональному долгу, то возникнут трудности не только в сфере корпоративного долга, но и для всей бюджетной системы столицы. Бюджет Москвы будет вынужден расплачиваться по государственным гарантиям корпоративного долга - только в 2007 году их планируется предоставить на сумму 5,5 миллиарда рублей. В результате возможного кризиса в корпоративном секторе, резко уменьшатся налоговые и прочие поступления в бюджет. Это приведет к тяжелым осложнениям в формировании доходов столичного бюджета - вплоть до угрозы регионального дефолта.

    Конечно, реального банкротства Москвы ни одна власть в Российской Федерации позволить себе не может. Однако погашение "столичного дефолта", независимо от его конкретных размеров, ляжет тяжким бременем на федеральные власти и федеральный бюджет, поскольку помимо прямых расходов повлечет за собой и массу косвенных.

    Поэтому правительство Москвы, Центральный банк РФ и Федеральная служба по финансовым рынкам уже в ближайшее время должны начать осуществление контроля за индикаторами пороговых значений экономической безопасности в сфере регионального долга столицы. При достижении пороговых значений по внешнему и внутреннему долгу любые заимствования должны быть прекращены.

    При достижении пороговых значений по корпоративному долгу правительство Москвы (учитывая, что на предприятия и банки столицы приходится половина корпоративного долга нерезидентов) должно обратиться в ФСФР и Банк России с предложениями: прекратить регистрацию проспектов эмиссии корпоративных облигаций городских предприятий, предназначенных для выпуска на внешнем и внутреннем рынках; повысить норму обязательных резервов коммерческих банков; повысить ставку рефинансирования; ввести ограничения по короткой позиции коммерческих банков по валюте.

    В связи с ростом внутреннего муниципального долга Москвы:

    - снизить верхний предел заимствований до 144 миллиардов рублей, прежде всего за счет выпуска государственных ценных бумаг;

    - образовавшийся в результате сокращения внутренних заимствований недостаток в средствах для покрытия дефицита городского бюджета частично профинансировать за счет внешних заимствований - с 377,8 миллиона евро в 2006 году до 782 миллионов евро в 2008 году;

    - принять меры, в том числе налоговые, к сокращению дефицита бюджета столицы в 2007-2010 годах со 105,1 миллиарда рублей до 95 миллиардов рублей;

    - временно, до 2010 года, прекратить практику использования заемных средств для погашения прежних долгов (за исключением погашения государственных ценных бумаг). Принятые ранее долговые обязательства погашать за счет средств бюджета Москвы;

    - установить на 2007-2010 годы предел государственных гарантий, предоставляемых Москвой объемом 5 миллиардов рублей.

    Предложенные выше меры, с нашей точки зрения, позволят ограничить стремительный рост совокупного регионального долга столицы, а также заимствований для покрытия дефицита бюджета. Это даст возможность до минимума снизить риски возникновения кризисных явлений на финансовом рынке и сбоев в бюджетном процессе Москвы.

    Таблица 1

    Таблица 2

    Поделиться