17.05.2007 23:40
    Поделиться

    Как немецкая пенсионерка заработала миллион на акциях

    Зачем нашему пенсионеру знать индекс Доу-Джонса

    Она не искала клады и не получала наследства. А свой миллион евро заработала, начав играть на бирже. И как минимум 30 следующих лет, которые она собирается еще прожить, фрау Моц планирует покупать и продавать акции как частный инвестор.

    Бабушка на бирже

    Получить новую профессию, сделать карьеру и заработать неплохие деньги - в каком возрасте это реально? Как выясняется на примере фрау Моц, даже если вы разменяли девятый десяток, отправляться на покой еще рано - все только начинается.

    Ее сегодня называют самым известным частным инвестором Германии. А молодым брокерам остаeтся только завидовать еe профессионализму и интуиции.

    До 48 лет она прожила домохозяйкой, воспитывая детей. На бирже начала играть 10 лет назад. Невольным инициатором ее нынешнего занятия стал муж-бухгалтер, который на склоне лет как-то в ссоре упрекнул ее: "Ты всю жизнь была слишком глупа, чтобы зарабатывать деньги".

    Ингебор эти слова задели до глубины души, и она решила доказать ему, что эти слова чудовищно несправедливы. Увы, не успела - вскоре муж умер, оставив ей в наследство ценные бумаги. И за десять лет из акций, стоивших гроши, она сформировала инвестиционный портфель стоимостью почти в миллион евро.

    На дивиденды теперь покупает новые акции, а живет на пенсию. Ездит на старом "Опеле", хотя давно заработала на "Мерседес". И с полным правом говорит, что пенсионный возраст - еще не повод подводить итоги.

    ...Ингебор - типичная немка в том понимании, как мы представляем себе немцев. Сразу после знакомства она демонстрирует мне живописные виды, открывающиеся из окон ее квартиры в многоэтажном и вовсе не элитном доме почти в центре города Гисена. В одном окне - изумительная панорама цветущих деревьев. Другое выходит на аккуратную детскую площадку. Третье - также на пышную зелень. "Это мой маленький рай, - говорит фрау Моц, - мы, немцы, трудолюбивая нация и создали этот рай своими руками для себя".

    У нее нет предубеждения к русским или вообще к иностранцам, но она не понимает тех, кто, приехав в Германию из других стран, пытается здесь жить, как у себя на родине. Ей непонятно, как ее новые соседи с верхнего этажа Новиковы могут быть такими обходительными днем - пропускать ее вперед себя при входе в подъезд, предупредительно придерживая дверь, - и такими дикими вечером. "Они часто устраивают разгульные вечеринки, шумят и галдят, забывая, что они в доме не одни. Они совсем не заботятся о чистоте своей лестничной клетки и не хотят мыть лестницу, как мы, другие жильцы, это делаем по очереди", - сетует она.

    Это не старческое брюзжание. Фрау Моц даже в свои 85 выглядит как образцовая бизнесвумен: быстрая речь, четкое формулирование мыслей, светлая голова, при этом никаких сентиментов и размышлений об отвлеченном или о вечном. Она дает понять, что стремление к одному большому немецкому порядку в малом и большом - в крови у каждого немца. Договариваясь со мной о встрече, она просит минутку подождать, чтобы заглянуть в свой "терминкалендер", то есть расписание на день. "Термин" - специфическое немецкое словечко, обозначающее деловую встречу. При этом, проговаривая все вслух, фрау Ингебор назначает мне "термин" и вносит его в этот свой календарь, но не потому, что боится забыть. Все должно быть "ордентлих", то есть аккуратно, правильно, говорит она. Никакого хаоса и хаотических движений - это одно из главных правил. Правда, это не ее личный секрет, а секрет немцев в целом как нации. Но он очень важен.

    Свой взгляд на игру на бирже фрау Моц изложила в книге "Биржевой детектив" (Borsenkrimi). Многие издательства отказались ее печатать - текст, мол, слишком простенький, не захватывает. А потом кусали локти. В Интернете бабушкины записки стали настольной книгой инвестора. Автор прячется за выдуманным персонажем, Гольдмари, биржевой Золушкой с золотыми завитушками. И золотыми советами.

    Фрау Моц, как школьная учительница, по-деловому переходит к следующему параграфу.

    - Надо помнить, что биржа - это прежде всего большая кухня слухов, и несведущие могут на них попасться. А чтобы стать сведущим, нужно время, потому моя система для тех, у кого это время есть, а не для тех, кто, как на игровых автоматах, готов, потеряв в азарте голову, броситься в погоню за быстрыми деньгами", - говорит она.

    - А какова ваша главная заповедь?

    - Я непременно должна знать, во что вкладываю. На каждую компанию у меня досье: какая у нее репутация, прибыль. - Но главное - хорошо ли эта компания платит дивиденды.

    Ее методика проста. У нее нет компьютера, она не пользуется Интернетом, не изучала в университете основную экономическую дисциплину и не получала экономического образования. Все происходит исключительно по телефону.

    И еще ей помогает обычная дешевая гисенская районная газета, где ежедневно печатают текущий курс основных биржевых котировок акций предприятий. Каждый день она проводит пальцем по списку и прислушивается к своему внутреннему голосу. А потом покупает или продает акции.

    - Мама уникальный человек. Я тоже играла на бирже, но у меня ничего не вышло. Она не просто умеет зарабатывать, она доказала всему миру, что деньги не всегда портят, - говорит Моника.

    Внутреннему голосу надо верить

    Экспериментов фрау Моц не любит и инвестирует только в известные немецкие компании. Многие из них котировались еще до войны.

    Но главное , есть у нее один очень важный секрет - интуиция.

    - Миллионером стать несложно. Но никогда не стремитесь зарабатывать деньги ради денег, ради богатства и стяжательства. Деньги коварны, и если человек попадет к ним во власть, то они могут сыграть с ним дурную шутку. Вот почему моя система не пригодна для биржевых спекулянтов, - чеканит она. - Алчные люди стремятся быстро ухватить удачу за хвост, пишут мне, чтобы я раскрыла секрет своей системы, но я им не отвечаю. Моя система пригодна для пенсионеров и вообще для людей, которые не спешат. Хотя в принципе все просто. Покупаешь, когда цена акций падает, а продаешь, когда они на пике. Главное - этот момент не прозевать и сделать чуть раньше, чем другие. Для этого должно быть чутье.

    Чутье у нее хорошее, это стало ясно в июле 1998-го. В один день, повеселив знакомых брокеров, Ингебор избавилась от большого пакета акций "известного и надежного" банка. Через месяц брокеры рыдали. Вместе с банкирами: август 98-го и в Германии оставил за собой пепелища.

    Она посчитала необходимым предупредить меня об этом, чтобы русские, прочитав о ее системе, не впали в эйфорию и прежде чем покупать акции, оглянулись бы на свою жизнь и посмотрели, насколько интуиция помогала им раньше:

    - Без интуиции играть на бирже опасно. Ведь все правила хоть и обязательны для начинающего вкладчика, но не гарантируют успех. Игра на бирже - это страсть, которая увлекает. Остановиться сложно, а это бывает необходимо, потому что на мировых биржах порой случаются кризисы и обвалы, которые никто спрогнозировать не может. И здесь важно иметь "предчувствие", иначе за день можно потерять все, что заработал за несколько лет.

    О своем даре интуиции и предвидения она впервые узнала в 1939 году. Ингебор тогда было 17 лет, и ее семья жила на севере Германии, который вдруг начала ежедневно атаковать английская авиация. Начиналась Вторая мировая война. Однажды, стоя во дворе своего дома, юная Ингебор увидела, как на бреющем полете, едва не касаясь крыш, прямо на нее несется самолет. Она говорит, что не только видела пилота, но даже поймала его взгляд. И прочла его мысли. Англичанин был взбешен тем, как она медленно идет по двору, когда он летит, угрожая ей смертью. "Я тебя должен уничтожить", - подумал летчик.

    И точно, самолет сделал круг и стал заходить на новый вираж. Семейство Моц бросилось в подвал дома, а она была уверена: ей ничего не грозит. Самолет сбросил огромную бомбу прямо во двор их дома, так что стены заходили ходуном. Но бомба не взорвалась.

    Окончание войны застало ее в Праге. В ночь, когда чехи подняли восстание, Ингебор приснился сон, в котором неизвестный голос говорил ей, что утром она обязательно попадет в плен. Но у нее будет выбор - либо живой, либо мертвой. Утром колонна, в которой ехала Ингебор, попала под обстрел, и одна из пуль убила находившуюся сзади подругу. Водитель растерялся, бросил руль. Вспомнив сон, Ингебор подскочила к водителю и закричала: "Вперед, это приказ!". А потом шестым чувством провела автобус в расположение американских войск, понимая, что в плену у чехов им не выжить.

    Фрау Моц утверждает: даже то, что о ней узнают в России, она увидела во сне четыре года назад. Ей приснилось, что она разговаривает с русским Патриархом о своей книге "Биржевой детектив" и тот, поинтересовавшись ее системой, говорит, что об этом должны знать в России. Потому и моему звонку она не удивилась.

       кстати

    Вспомнив тот ажиотаж, который сейчас царит на нашем, да и на ряде зарубежных рынков, я поинтересовался у фрау Моц, купила бы она акции нашего Внешторгбанка.

    Но она о распродаже акций ВТБ ничего не знала. Я рассказал ей все, что знаю, после чего фрау Моц, нисколько не задумываясь, ответила, что играть сейчас с русскими акциями она бы не рискнула. Аргументировала так:

    - Во-первых, биржевые законы в России несовершенны и история акций непрозрачна. Если в Германии крупные акционеры, члены правительства и политики обязаны отчитываться о своих действиях на бирже, чтобы исключить использование инсайдерской информации, то в России этого нет. Следовательно, играть на русской бирже - большой риск для мелких инвесторов.

    Во-вторых, однажды накануне федеральных выборов я чуть было не прогорела на акциях крупного Фольксбанка, который целиком принадлежал правительству.

    Акции рухнули неожиданно, когда ничто не предвещало краха, потому что политикам понадобились свободные деньги для предвыборной кампании. Скандал получился грандиозный, но мелким инвесторам от этого было не легче.

    Поделиться