15.05.2007 02:00
    Поделиться

    В Ивановской области приняты три закона о разграничении имущества между муниципальными районами и поселениями

    Вместе с дополнительными полномочиями муниципалитеты ищут и финансовые источники

    По нормам законодательства, раздел имущества в каждом муниципальном районе должен быть закреплен отдельным законом Ивановской области. Следовательно, депутатам облдумы предстоит в ближайшее время утвердить еще 18 таких законов: первые принятые касаются Верхнеландеховского, Тейковского и Юрьевецкого муниципальных районов. А если учесть, что в первом чтении они принимались еще 1-го марта, нетрудно догадаться, сколько противоречий возникло при этом дележе.

    - В девяти районах области по поводу перечней делимого имущества возникли серьезные разногласия между властью районной и поселенческой, - рассказала председатель комитета облдумы по местному самоуправлению Елена Григорьева. - А семь районных администраций так и не нашли с поселениями общего языка. И поэтому после утверждения законопроектов в первом чтении мы образовали рабочую группу. И целых два месяца обстоятельно разбирались с каждым предметом споров, пока не достигли согласия.

    В основном эти споры касались объектов культуры, досуга и спорта. Как пояснила Елена Львовна, каждому уровню хотелось заполучить имущество доходное. И не трудно поэтому представить, что ждет депутатов, когда дело дойдет до главного - раздела имущества ЖКХ.

    Да, в тех реестрах делимого имущества, которые представлены на утверждение областной думы, только в двух - Ивановского и Палехского муниципальных районов - записаны предприятия жилищно-коммунальной сферы. По всем остальным было предложено начать разбираться после окончания отопительного  сезона. И вот этот момент дележа настал. Всю зиму над ним ломала голову специальная комиссия областного правительства во главе с первым  зампредом Олегом Вавиловым. Многократно собирал муниципалов на совет и депутатский комитет Елены Григорьевой. Однако неясных вопросов тут по-прежнему гораздо больше, чем ответов.

    Имущество предприятий ЖКХ нельзя передавать на  баланс поселений при непогашенных долгах. А таковых в целом по области они накопили аж на 2 миллиарда рублей. Как с этим быть? Как  делить  коммунальные МУПы, которые обслуживают весь район и расчленению по этой причине технологически не подлежат? В большинстве районов власти сейчас склоняются к долевому акционированию МУПов и развитию системы договорных отношений. А некоторые муниципальные районы (например, Родниковский) уже по этому пути пошли.

    Но и тут, как выясняется, не без подводных камней: сохраняя дееспособность коммунальных предприятий, этот метод обедняет бюджеты поселений. К примеру, в одном из  таких  под Ивановом передали полномочия по содержанию жилья властям района, туда же, соответственно, перевели деньги. И в итоге осталось от областных дотаций на счете всего 16 тысяч.

    Правда, ситуацию с дележом предприятий ЖКХ власти региона не драматизируют, тем более что по  федеральному графику  муниципальной реформы вносить изменения в реестры имущества можно будет до 2009 года. Но в то же время они отчетливо понимают, что нужно существенно корректировать и финансовую составляющую реформы.

    На днях в районном центре Приволжске собирались члены палаты городских поселений областной Ассоциации муниципальных образований. И просто нарадоваться на затеянную перестройку не могли. К примеру, Палех раньше имел годовой объем финансирования 1,6 миллиона рублей, теперь же распоряжается бюджетом в 10 миллионов. Мэр Приволжска Евгений Шестириков сообщил коллегам, что впервые за многие годы начал вкладывать крупные средства в ремонт жилья, дорог и тротуаров. Почти треть 30-миллионного бюджета  города направил на культуру и спорт. А глава районного центра Лежнево Ольга Астраханцева сообщила, что только поселенческой библиотеке сумела выделить в этом году больше миллиона. И никакого сокращения кадров, чего все так боялись, в учреждениях культуры там нет. А вот малонаселенной сельской глубинке, по сигналам с мест, даже на  оплату труда поселенческих чиновников денег едва хватает.

    Сейчас, опираясь на данные первого квартала, в областном департаменте по работе с муниципальными образованиями, что был создан в областном правительстве, скрупулезно подсчитывают, во что обходится поселениям каждое из трех десятков переданных им властных  полномочий. По итогам полугодия это выльется в дополнительную финансовую помощь - предварительно называется цифра в 100 - 120 миллионов рублей.

    А вообще, как заявил заместитель председателя областного правительства Сергей Пахомов, курирующий эту сферу, от уравнительного принципа финансовой поддержки поселений в зависимости только от численности проживающего в них населения власти региона намерены уйти. Сейчас разрабатывается новая методика расчета дотаций с использованием коэффициентов расселения и урбанизации. Это позволит, уверен чиновник,  уже в будущем году сформировать в поселениях такие бюджеты, которые обеспечат исполнение всего объема полномочий.

    А вот в районах при этом надеются еще и на новый характер вообще отношений государственного уровня власти с двумя муниципальными. Именно с двумя!
    - По закону мы с поселениями абсолютно равны,  - говорит глава Палехского  муниципального района Нина Касаткина. - А что видим на деле? Постоянно из областных департаментов нам звонят. Просят что-то довести до сведения глав поселений, собрать у них информацию. А почему, собственно, мы должны это делать? Да и всю новую оргтехнику, которую выделила область, мы направили в городское и сельские поселения. Нет, работать с ними напрямую областные чиновники почему-то не хотят.

    Палехский район, кстати сказать, единственный в Ивановской области, где все полномочия с 1 января передали поселениям. Много по этому поводу получено упреков: мол, и отопительные системы там все разморозят по неопытности, и останется сельская местность без клубов и библиотек.

    Но вот зима миновала - а все, что передано, исправно функционирует, хотя во всех десяти поселениях района, кроме одного, их главы - женщины. И это тоже почему-то смущало многих.

    - А почему смущало? - вслух размышляет Нина  Касаткина. - Да просто многие областные чиновники страшно боятся перемен. Вот привыкли они, к примеру, работать с централизованными библиотечными и клубными системами - значит, боже упаси, на  их целостность покуситься.

    - Если в государстве действительно решено вернуть властные полномочия на места - и отдавайте их поселениям в полном объеме! -  считают женщины-управленцы Палехского района.

    И понимания деревенских проблем, и чувства ответственности за их решение у избранного актива там хватает. Маловато только доходных источников в бюджеты. И это главное, в чем им  на самом деле  должна область по-настоящему помочь.

    Поделиться