15.05.2007 04:00
    Поделиться

    Налоговики взялись за партнеров фирм-"однодневок"

    Налоговики начинают проверку банковских счетов партнеров фирм-"однодневок"

    - Использование таких фирм становится сегодня все более опасным, - объясняет налоговый эксперт Наталья Трубицина. - Организаторам полукриминальных схем приходится все больше удлинять цепочку, чтобы увести фискальные органы от "однодневки". Отсюда - рост числа партнеров, посредников, "консультантов" и так далее. Так что интерес налоговиков к "операциям по списанию и зачислению денежных средств между взаимозависимыми лицами", то есть ко всем участникам схемы минимизации налогов, понятен.

    Приказ предлагает налоговым инспекциям для начала изучить банковские проводки подозрительной фирмы, а затем проверить всю цепочку партнеров, получивших от нее или перечисливших ей 10 миллионов рублей с момента открытия счета.

    - Скорее всего, - говорит генеральный директор фирмы "Налоговая помощь" Сергей Шаповалов, - 10 миллионов - некий разграничительный критерий, помогающий определить существенность возможных нарушений. Ведь любое дело подобного рода требует колоссальных трудозатрат, и налоговой инспекции надо, что называется, сто раз отмерить перед тем, как заняться им.

    - Если в налоговых инспекциях появятся дополнительные данные по незаконным операциям, это повысит эффективность контроля, - считает Трубицина. - Однако существует опасность, что под пресс попадут законопослушные компании, не подозревающие, что имеют дело с подозрительной фирмой. Не исключено, что невиновность придется доказывать в суде.

    Впрочем, Сергей Шаповалов уверен, что судебные перспективы для добросовестной фирмы окажутся вполне благоприятными: "Сегодня налогоплательщик не отвечает за исполнение налоговой обязанности своими контрагентами, будь то прямо или через цепочку посредников. Налоговая инспекция должна не просто вычислить "однодневку", но доказать, что между ней и законопослушной фирмой имеется связь, что руководство последней было в курсе нарушений закона".

    По словам главного редактора газеты "Учет. Налоги. Право" Алексея Старикова, сейчас "в разработке" у ФНС находится около 1100 фирм. Как будут действовать налоговые органы в дальнейшем, не совсем понятно. Как уже говорилось, дела подобного рода требуют немалого времени и труда.

    - Возможно, - говорит Шаповалов, - все ограничится очередной кампанией, декларациями для психологического давления на бизнес. Возможно, будут избирательно проверяться компании, имеющие контракты с фирмами, расположенными по адресам массовой регистрации (один из основных критериев вычисления "однодневки" - ее прописка по такому адресу). Возможно, по почте или факсу будут рассылаться письма с вызовами и предупреждениями. Если компания не среагирует на них, это послужит для налоговой инспекции сигналом.

    В любом случае, отмечает генеральный директор "Налоговой помощи", "однодневки" вряд ли утратят нынешнее значение для российского бизнеса: "По сути ФНС не предлагает никаких ноу-хау. Вероятно, состоятся даже показательные процессы. Но хватит ли у налоговиков сил продолжать эту работу?"

    - Тем не менее, - уверен Алексей Стариков,- приказ - неприятная и опасная вещь для многих фирм, ведь срока давности он не предусматривает. Пусть даже сегодня они стали "белыми и пушистыми", но скелеты в шкафу есть у большинства. Приказ и должен вытащить их на белый свет.

    Наталья Трубицина надеется, что решающее слово в борьбе с "однодневками" скажет сама жизнь: "Огромную роль в деятельности таких фирм играет "обналичка". Очень многие с этой целью и создаются. Но стоимость обналичивания средств стремительно растет. Сегодня это уже 5-8 процентов от всей суммы. Понятно, если "обналичка" начнет обходиться, например, в 12-13 процентов, использование большинства "однодневок" элементарно станет невыгодным".

    Наша справка

    ФНС не первый год призывает вычислять предприимчивых граждан, которые используют "однодневки". Схем ухода от налогов с их помощью придумано море. Одна из наиболее распространенных выглядит приблизительно так: товар продается и перепродается по цепочке фирм, каждая из которых, разумеется, что-то "накручивает" на его цену. Когда в игру вступает "однодневка", цена резко возрастает, а покупатель впоследствии представляет к вычету НДС, который она уплатила. Еще одна классическая схема: компания заключает с "однодневкой" крупный контракт на консультирование или маркетинговое исследование. Расходы по этим статьям уменьшают налогооблагаемую прибыль. НДС впоследствии также возмещается из бюджета.

    Поделиться