05.05.2007 00:00
    Поделиться

    Мстислав Ростропович: между жизнью и смертью нет ничего, кроме Музыки...

    Революция с Ростроповичем

    Он примчался в Москву без визы и виолончели в августе 1991го, готовый здесь "найти свою могилу" (слова Ростроповича). Он был счастлив в часы победы над путчем, о чем так восторженно говорил в своем интервью "Эху Москвы": "Я провел двое суток в Белом доме и рядом с ним. И то, что я увидел, мне дает силу жить, может быть, до ста лет и даже больше, если Бог даст. Потому что я увидел, как перерождается моя страна, увидел людей, которые защищали свой дом, защищали свое свободно выбранное правительство. Когда я заглянул в глаза этих людей, я подумал: "Да, может быть, это вообще другая страна - совсем не та, которую я покинул в 1974 году". Когда я ходил между кострами, мне каждый наливал кофе, давал кусок хлеба, с каждым я разговаривал. И я осознал: произошло то, что можно было ожидать только через сто лет. Люди поняли, что они - люди... Они защищают не только себя и свою маленькую квартирку... Они защищают дух своего народа. Защищают то, что будет через поколение, и через два, и через три. Наконец-то мы возродимся в наших детях и внуках свободными людьми! И я ощутил всей душой: теперь Россию не может победить никто!.. Я хожу по Москве, смотрю на обезглавленный постамент памятника Дзержинскому, смотрю на темные окна этого страшного чистилища под названием КГБ. И я чувствую, что сегодня у меня - день рождения. Мне - 64 года, но я по-настоящему родился только сегодня!.. Об этом подвиге Ростроповича-гражданина писатель Алесь Адамович сказал с трибуны Чрезвычайной сессии Верховного Совета СССР: "Это была революция с лицом Ростроповича!"

    Сегодня друзья Мстислава Леопольдовича вспоминают, как в Шереметьево, откуда он улетал из мятежной Москвы в Париж, маэстро пытался задержать рейс "Эйр Франс", чтобы еще побыть с "коллегами" по защите Белого дома. Дружеские застолья всегда были обожаемой частью его жизни среди людей. И в тот исторический день, 23 августа, он сказал стюардессе, пришедшей в ресторан аэропорта, чтобы пригласить Ростроповича на борт улетающего самолета: "Извините, мадам, президент компании "Эйр Франс" - мой друг. Скажите ему, что я прошу его задержать рейс, чтобы я мог побыть еще некоторое время на российской земле с моими друзьями".

    -А было нас в Шереметьево человек пять-шесть, из которых помню актеров Анатолия Ромашина и Бориса Хмельницкого, - рассказывает юрист Юрий Иванов, тот самый, по выражению Ростроповича, "чудный, настоящий русский парень", который спал на плече вооруженного автоматом музыканта в Белом доме и был запечатлен на облетевшей весь мир фотографии. - Слава сказал тогда: "Последний тост на нашей российской земле я хочу поднять за тебя, мой брат. Ты спал - я держал твой автомат. Я буду спать - тебе доверю свою виолончель"... Можно не сомневаться в том, что именно с подачи и в интерпретации Мстислава Ростроповича мир поверил в рождение новой России.

    Неистовый талант

    Гоголь сказал о Пушкине изумительную фразу: "Это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится через двести лет". И хотя мы до сих пор спорим, движется ли русский человек вперед к Пушкину или пятится назад, личность Мстислава Ростроповича подтверждает пророчество Гоголя. Стремительность и азартность во всех жизненных проявлениях; бесстрашие на переломах судьбы; неподражаемая "первичность" замыслов и творческих свершений, не имевших аналогов в истории. А еще - неистощимое жизнелюбие, ирония и самоирония, истинно пушкинский "вдохновенно-трезвый" охват жизни и "высшая готовность к смерти" (слова Андрея Битова о Пушкине). Ростропович был убежден: существование на пределе - источник силы. И всегда утверждал парадоксальное: "Неистовость и есть форма сохранения". Отсюда произошел и его единственный в своем роде бренд: "Неистовый Мстислав".

    Вся его жизнь как миф, как фантастический полет. И все в этой жизни необыкновенно. Его одолевало обостренное чувство времени. Он спешил, мечтая "все успеть", то есть объять необъятное. Жил на пределе напряжения физических и духовных сил. Словно вот-вот ему придется "отчитываться" ТАМ перед его любимыми учителями, великими композиторами ХХ века - Прокофьевым, Шостаковичем, Бриттеном.

    "Я все-таки сделал это!"

    В новое тысячелетие он ворвался бурно. Мечта его жизни - постановка оперы Шостаковича "Леди Макбет Мценского уезда" осуществилась. После спектакля в мадридском Teatro Real 2 февраля 2000 года счастливый Ростропович говорил друзьям-музыкантам: "Бог дал мне реализовать свою мечту. Ведь скоро мне предстоит встреча - ТАМ (такой знакомый жест в сторону неба) с моим учителем Шостаковичем. И теперь я с легким сердцем могу ему сказать: "Я все-таки сделал это!". Он всегда, казалось, держал экзамен перед вечностью, перед композитором и его музыкой, в которую влюблялся, по его словам, "до обморока". Когда он заказывал композитору Ефрему Подгайцу написать для него симфонию, то мечтал ее исполнить с Лондонским симфоническим оркестром. И эта мечта осуществилась в Barbican Hall 6 июля 2005 года в канун лондонских терактов 7 июля и стала последней мировой симфонической премьерой Мстислава Ростроповича. Это было 231-е музыкальное произведение, ему посвященное. Он гордился этими посвящениями. И потому долго ждал обещанного Largo для виолончели с оркестром Кшиштофа Пендерецкого, которое стало его последней виолончельной премьерой. Он исполнил это произведение 19 июня 2005 года в Вене, где его партнерами были Венский филармонический оркестр и дирижер Сейдзи Одзава (один из самых любимых друзей-музыкантов). Не случайно именно Одзава стал участником юбилейного концерта в Кремле в памятный день 80-летия Мстислава Ростроповича - 27 марта 2007 года...

    В последние годы великий реформатор виолончели ХХ века много времени отдавал талантливой молодежи. В общении с юными музыкантами он всегда стремился открыть нечто самое важное, касающееся тайны исполнительского творчества. И подсказывал: "Нужно угадать то настроение, то состояние духа, которое владело композитором, и каждым звуком, каждой фразой как гипнозом - волнами передавать это настроение слушателю" (это - из речей в Воронеже, где он проводил в декабре 2006-го свои последние мастер-классы). А еще Ростропович никогда не уставал напоминать о роли большой музыки в системе духовных ценностей. Выступая в мае 2005 года перед учениками заново отстроенной ЦМШ при Московской консерватории (воссозданию которой он помог свершиться!), маэстро говорил: "Ничто не может сравниться с музыкой. Всякое искусство нуждается в объяснении или переводе на другой язык. Но когда общаешься с музыкой - не требуется более ничего. Вас понимают всюду и везде. Помните: ваша музыка - это послание русского сердца людям всей Земли!". В одной из наших бесед он сказал нечто совершенно неожиданное в своей афористической емкости: "Между жизнью и смертью нет ничего, кроме Музыки"...

    Поделиться