04.05.2007 01:00
    Поделиться

    Приключения ржавых великанов: 70 лет скульптуре "Рабочий и колхозница"

    В мае исполняется семьдесят лет знаменитой скульптуре Веры Мухиной "Рабочий и колхозница"

    Страдания "Рабочего и колхозницы" начались ровно семьдесят лет назад. Архитектор Б. Иофан корпит над проектом павильона СССР для Международной выставки 1937 года в Париже. Здание-трамплин, а на верхушке - два обнаженных ангелоподобных существа. Но Мухина меняет его идею. Позже она вспоминала: "В порядке развития предложенной темы мною внесено было много изменений: торжественную поступь я превратила во всесокрушающий порыв".

    Противостояние 1937-го

    Памятник Веры Мухиной "Рабочий и колхозница".Напомним: в 1937-м на берегу Сены лоб в лоб встали павильоны СССР и гитлеровской Германии. Противостояние (пока выставочное) двух тоталитарных держав оказалось столь демонстративным, что чудом не привело к политическому скандалу.

    Статую монтировали на заводе ЦНИИмашиностроения под руководством профессора П. Львова всего около 11 недель. Само собой в привычном режиме аврала.

    Скандал неожиданно поднесла причудливая загогулина стального шарфа. Доброжелатели доносили: в складках шарфа (по другим сведениям - в юбке) отчетливо просматривается бородатое лицо. Батюшки, сам Троцкий! Смертельный враг отца народов.

    Пришла пора задаться вопросом: как Мухину вообще допустили к работе над главным объектом монументальной пропаганды? Ведь она же только-только вернулась из ссылки! Ее муж Алексей Замков, директор одного медицинского НИИ, с начала 1930-х годов подвергается репрессиям. Спасаясь, Мухина с мужем и сыном пытаются бежать из СССР. Их снимают с заграничного поезда и на два года отправляют в ссылку. А по возвращении в столицу - загадка, да и только! - такой триумф.

    Прибывает важная правительственная комиссия: Молотов, Ворошилов и прочие персоны. Внимательно осматривают подозрительные складки металла. Скрупулезно изучают все двадцать метров шарфа и объемную юбку. Ненавистной бороды Льва Давидовича не видать. Зато, как рассказывают, пристрелянный глаз Ворошилова замечает как бы две несообразности. Во-первых, молот-то в левой руке! А у колхозницы мешки под глазами. Точно отекла после сна.

    Мешки Мухина покладисто обещает убрать. А уж с молотом делать что-либо поздно. В остальном - заметно: комиссии скульптура приглянулась. Ночью на завод приезжает Хозяин. Насколько известно, никаких документальных свидетельств визита нет. Но есть результат - она одобрена и отправляется в Париж.

    "Рабочего и колхозницу" разрезают на 59 блоков, упаковывают в войлок, грузят на 28 платформ. В Париже - очередной ударный монтаж.

    После выставки "Рабочего и колхозницу" предстояло демонтировать. Какие-то случайные мужички за смешную сумму в валюте, эквивалентную 123 руб. 73 коп. (!), грубо разрезают скульптуру автогеном. Потом как металлолом сваливают на платформы и пароходом везут в Ленинград. Там очередная перегрузка и по ж/д - в Москву. Целыми довезли лишь одну из голов и руку мужской фигуры. Остальная оболочка оказалась смятой.

    А между тем вскоре скульптура потребовалась вновь. Решили украсить ею вход строящейся выставки - ВСХВ.

    Титан для титанов

    Современную историю "Рабочего и колхозницы" рассказывает Вадим Церковников, творческий руководитель мастерской "БИОР":

    - Никто никакого заказа на реставрацию мне не давал. Просто я однажды еду мимо бывшей ВСХВ, гляжу, а Мухина-то вроде исчезла. Пригляделся - нет, стоит. Но как! Все сломано, раскрыто настежь. Быстро понял: до чиновников не достучаться. Пришлось все пробивать частным образом. Нанял спецов из АО "Стальконструкция". Они фактически бесплатно принялись помогать обследовать "Рабочего и колхозн ицу". Года два вкалывал с ними. С заключением "Стальконструкции" пошел в правительство Москвы. Говорю: "Вот, смотрите, скульптура не сегодня-завтра упадет". Нашел отклик, и дело пошло.

    В Париже, как известно, "Рабочий и колхозница" парили буквально в небесах. По замыслу Иофана и Мухиной их подняли на высоту многоэтажного дома (34,5 м). Только так они и смотрелись победоносно. В 1939-м их водрузили (вопреки мнению авторов) на неказистый постамент-недомерок. Мухина называла его уничижительно "пеньком". Тщетно боролась за те 34,5 метра. До самой смерти.

    Старый каркас заменят. Оболочку отреставрируют.

    - Специалисты из Минатома, - раскрывает секреты Церковников, - предлагают покрыть скульптуру титаном при помощи вакуумно-плазменного метода. "Рабочий и колхозница" проживут тогда лет 150-200 спокойно, без проблем.

    Компетентно

    Они вернутся в 2008 году

    - Памятник "Рабочий и колхозница" вернется на пьедестал к декабрю 2008 года, - такое заявление сделал Иосиф Орджоникидзе, зам. мэра по международным и внешнеэкономическим связям. - Уже готовы смета и проект реконструкции памятника, шаблоны. Основание памятника будет особым: это будет постамент-павильон. В нем смогут разместиться театр, выставочный зал, артгалерея. Но точного проекта еще пока нет. Сейчас все упирается в утверждение проекта зоны, прилегающей к памятнику.

    Как сообщили "РГ" в префектуре ЦАО, планируется, что после реставрации скульптурная композиция будет установлена на постамент высотой 34,5 метра, повторяющий своими формами павильон, созданный в 1937 году для Всемирной выставки в Париже. Общая концепция строительства Международного выставочного комплекса находится пока в стадии разработки. Пилотный проект- новый павильон на Октябрьской площади - уже строится. Но есть и другие предложения. Например, не строить рядом со скульптурной композицией никаких других строений, чтобы ее ничто не загораживало.

    - Несмотря на слухи о том, что "Рабочему и колхознице" на ВВЦ не осталось места, так как прежнее якобы отдано в аренду под парковки, скульптура Веры Мухиной, являющаяся памятником федерального значения, встанет на свое историческое место, - сообщил "РГ" Валерий Шевчук, председатель Москомнаследия. - Иначе и быть не может. На этот счет принято специальное постановление правительства Москвы.

    Поделиться