04.05.2007 01:00
    Поделиться

    Район Домодедово отстоял право быть городским округом

    Леонид Ковалевский: В Домодедово сейчас идут письма со всей России, народ интересуется - останется городской округ или нет? Схожие ситуации во многих муниципальных образованиях. Отвечаю всем сразу - Домодедово останется городским округом. Дело в том, что по закону территории сами могут выбирать систему управления, которую считают самой эффективной.

    Российская газета: Но ведь кроме города, в округ входят 9 сельских округов, а это предусматривает два уровня местной власти - муниципальный район и муниципальные поселения. В каждом из поселений должна быть своя администрация.

    Ковалевский: Если бы в нашем районе были огромные расстояния, тогда - да, власть всегда должна быть в зоне доступности. Но Домодедовский район очень компактный, поэтому власти всегда знают, чем живут люди, и они до них при желании могут добраться за час-два. Главное - сельские территории теперь защищены материально. За счет того, что они оказались в составе округа, не надо бегать по разным инстанциям, выпрашивая каждый рубль. При этом все льготы сельских жителей у населения сохранились.

    РГ: Кого же не устраивала такая власть?

    Ковалевский: Страсти закипели с подачи моего конкурента на выборах главы округа, проходивших полтора года назад. Какие только приемчики не были тогда пущены в ход, чтобы отсечь Ковалевского. Например, в списке претендентов значились сразу два моих однофамильца, один - Лев Павлович, другой - Леонид Павлинович. Расчет был прост: кто-нибудь из избирателей ошибется - и "голос" уплыл. Судебные разбирательства по поводу местного самоуправления - из того же разряда попыток "убрать Ковалевского". Тогда нашли формальное основание, касающееся генерального плана развития городского округа Домодедово. В настоящий момент он утвержден в установленном порядке. Нас поддержал губернатор Борис Всеволодович Громов. Московская областная Дума приняла соответствующий закон. Теперь на наш опыт опираются во многих муниципальных образованиях всей страны.

    РГ: Чем, по вашему мнению, стоит еще дополнить 131-й закон о местном самоуправлении?

    Ковалевский: К сожалению, до сих пор не выработан механизм, который стимулировал бы муниципальные образования развивать собственную финансовую базу. Я считаю, надо сделать так, чтобы любое муниципальное образование боролось за увеличение доходов бюджетов - федерального, регионального, местного. Стоит включить правило: чем больше сформировали доходов в вышестоящий бюджет, тем больше денег остается на местном уровне. Домодедовский район стал донором одним из первых - еще в середине 90-х. Вначале ему оставляли каждый второй рубль, потом - каждый пятый, сейчас - лишь каждый шестой. Строить школы или достойно содержать больницы - трудно, приходится прибегать к помощи предприятий. А при такой системе, о которой я говорил, все были бы при своей выгоде.

    РГ: Сейчас во многих муниципальных округах на первый план выходят земля и связанные с ней проблемы. Например, кадастровая цена участков чаще всего превышает в два-три раза рыночную, из-за чего многие сделки сходят на нет...

    Ковалевский: Домодедово тоже не избежало подобных досадных ошибок. Есть деревня, где земля на одной стороне улицы получила одну кадастровую цену, а на другой - в шесть раз больше. Причем людям придется терпеть эту несуразицу пять лет - по закону нельзя раньше пересмотреть кадастровую стоимость. На базаре, как известно, два чудака: один хочет подороже продать, другой подешевле купить. Но сложить чисто арифметически два эти желания и вывести из них одну кадастровую стоимость невозможно. Но именно так поступили в ряде районов фирмы, отвечающие за оценку. Жаль, что федеральная власть не прислушалась к предложениям Московской области - объявить переходный период. С его помощью можно было бы оперативно исправлять перекосы, и обиженных было бы намного меньше.

    РГ: Кстати, об обиженных. Приходилось слышать жалобы от жителей Домодедовского округа: полгода, а то и больше надо для того, чтобы зарегистрировать землю. Невозможно быстрее обегать все кабинеты и собрать необходимые бумаги. Как глава округа вы можете организовать этот процесс в разумных рамках?

    Ковалевский: Не могу. Ведь по сути отвечает за него федеральная власть. Я считаю, толка не будет, пока не вернемся к простой, доступной и дешевой системе, которую контролирует местная власть. В Советском Союзе была нормальная, абсолютно дешевая система регистрации недвижимости. Например, в исполкоме сельского совета лежала хозяйственная книга, в которой производилась правовая регистрация земли и строений. Допустим, выходил приказ директора совхоза о выделении человеку 15 соток земли. Получивший их приходил к секретарю исполкома и тот бесплатно записывал в хозяйственную книгу, что у гражданина Иванова появилось 15 соток. На этом правовая регистрация и ограничивалась - абсолютно бесплатно, без всяких очередей. То же самое с новой баней, сараем, любой хозяйственной постройкой. Их принимал в эксплуатацию сельский чиновник, записав в хозяйственную книгу. Тогда представительные и исполнительные местные органы входили в общую систему органов государственной власти.

    Увы, после подписания Европейской хартии местного самоуправления у местных органов власти забрали все нотариальные действия. И сейчас при малейшей необходимости жителям села надо ехать в город, потому что нотариус в деревню не поедет. А если поедет, то за сумасшедшие деньги.

    РГ: Когда к вам ехали, увидели бочку с молоком - литр молока стоит всего 12 рублей. В Москве пакет дешевле 20 целковых не купишь. В ценовую политику администрация округа вмешивается?

    Ковалевский: Мы делаем все возможное, чтобы жители покупали продукты местных производителей. Молоко и мясо у них примерно в полтора раза дешевле, чем в обычных магазинах. Например, за "моссельпромовских" кур в магазинах нашего "Райпотребсоюза" жители округа платят по 65 рублей - договорились с Сергеем Федоровичем Лисовским, собственником птицефабрики, что домодедовцам он продает птицу с минимальной наценкой. Такой же договор есть и с производителями пельменей, консервов. Уговор с ними такой: мы вам обеспечиваем торговлю без посредников, а вы уважьте местных жителей, не дерите втридорога! Производитель внакладе не остается: деньги с оборота получает. А какое качество наших продуктов! Домодедовское молоко очень вкусное, это вам не какое-нибудь нормализованное. Вскипятишь - сверху толстый слой сливок.

    Надои в районе растут ежегодно с 1995 года. В прошлом году в среднем они составили по 6636 килограммов на корову. Если мяса в советское время производилось 8 тысяч тонн, то сейчас около 40 тысяч. В объеме производства Московской области 22 процента мяса - Домодедовское.

    РГ: А рабочих рук хватает на производстве?

    Ковалевский: Нет. Поэтому планируем развивать свою систему среднего специального образования. Активно привлекаем приезжих из разных районов России и стран СНГ. Хороших специалистов заманиваем комфортными условиями жизни. Многие предприятия ремонтируют и строят приличные общежития, жилые дома. Власть же следит за тем, чтобы приезжий был социально защищен. И тогда он будет и работать прилежно, и вести себя достойно.

    РГ: Дачный сезон начался, хлопот еще прибавилось?

    Ковалевский: Летом приезжают около 125 тысяч москвичей. И хотя социальные нормативы рассчитаны только на постоянных жителей, мы стараемся обеспечить их и медицинской помощью, и связью, и магазины обслуживают всех, независимо от того, где человек зарегистрирован. Жаль только, что москвичи не относятся к Подмосковью как к своей малой родине. Посмотрите на берега наших речушек - все завалены хламом. Столичный житель приехал на пруд, помыл в нем машину, развел костер, оставил пластиковые бутылки. У района нет денег, чтобы содержать службу, которая убирала бы все это безобразие. Но дальше так жить нельзя. Поэтому не исключено, что пруды будем отдавать в аренду частнику, чтобы он организовывал места отдыха, брал деньги за возможность там проводить время и отвечал бы за поддержание чистоты. Другая проблема - как взять деньги с москвичей за мусор, оставленный ими. С дачником, который берет справку в территориальном управлении сельского округа, чтобы не платить за мусор в столице за время отпуска, можно договориться - плати у нас. Но ведь большинство за справками не приходит...

    РГ: А какая плата за мусор?

    Ковалевский: В прошлом году - около 47 рублей в месяц, в этом - 53 рубля с небольшим. Невеликие деньги, но для нас они важны. Ведь для того, чтобы регулярно опорожнять контейнер, который ставится в поселке, надо нанимать частную фирму. Ей надо платить.

    РГ: Этот год в области объявлен Годом спорта. В Домодедове нет плавательного бассейна. Построите хотя бы в этом "спортивном" году?

    Ковалевский: Достраиваем физкультурно-оздоровительный комплекс с бассейном. Потом построим второй бассейн. Мальчишки будут гонять мяч на новом городском стадионе, а любителей самых разных видов спорта, и прежде всего зимних, в ближайшие годы примет Ледовый дворец. Строятся спортивные площадки, хоккейные коробки... Домодедово - район молодой, его выделили из Подольского района в 1969 году. На его месте была захолустная окраина, на которую никто не обращал внимания. Мы установили правило: и последние могут быть первыми. Работать надо.

    РГ: Накануне Дня Победы не могу не спросить: ветеранам помогаете?

    Ковалевский: Конечно. Стараемся учесть все пожелания Совета ветеранов. Перенесли, например, в более удобное для пожилых людей место регистрационную палату. Ветераны получают талоны на льготное обслуживание в парикмахерских и других предприятиях службы быта. Есть два центра, где старики могут получить консультации юристов и лечебную помощь. В День Победы мы все-таки постараемся сделать все для того, чтобы каждый участник войны и труженик тыла почувствовал, что это его день, день победителя.

    Ссылки по теме: Глава Домодедова о районных проблемах федерального масштаба

    Леонид Ковалевский: У нас даже переизбыток вакансий

    Как выжить Подмосковью летом, когда вчетверо вырастает население?

    Поделиться