27.04.2007 02:00
    Поделиться

    Сериалы бьют рекорды

    То, что народ хочет смотреть кино про русскую жизнь, нашим телемагнатам стало понятно восемь лет назад, когда в 1999 году питерские кинематографисты сняли "Улицы разбитых фонарей". С них и начался "дикий" сериальный вал. А в ближайшем будущем, по прогнозам экспертов, Россия будет смотреть до 70 процентов отечественного кино.

    Купить "Неподражаемую"

    Сегодня телеэфир ежегодно сотрясают примерно 2 тысячи часов премьерных показов российского производства. Правда, почти треть отечественных сериалов, таких, как "Счастливы вместе", "Не родись красивой", "Прекрасная няня", имеют иностранные корни. Это когда отечественный телебизнес выкупает у иностранных телеколлег права на идеи. А после этого уже в России компании-производители "клонируют" идеи на русский лад. По словам Игоря Мишина, генерального директора Амедиа, известной по съемкам "Прекрасной няни", "Бедной Насти" и десятка других телехитов, особо близки русскому зрителю сегодня сюжеты от латиноамериканских сценаристов, нынешних законодателей моды на мировом сериальном рынке. Поэтому в поисках прибыли российские телеканалы и продакшн- компании ищут меченные коммерческим успехом фильмы именно в заокеанских регионах. Критерии покупки - высокие рейтинги сериала за рубежом, положительные отзывы телепрессы, высокие рекламные сборы в странах показа, динамика спроса на международных рынках. Немаловажно и то, что производить по лицензии сериалы в России гораздо дешевле, чем покупать за рубежом.

    За три года расходы отечественных каналов на покупку телесериалов выросли с 40 до 300 миллионов долларов в год.

    И бренд на разбитый фонарь...

    За право показа одной серии вещатели выкладывают от 30 тысяч до 200 тысяч долларов за час. По подсчетам экспертов телерынка, основанных на анализе прайс-листов и рейтингов, каналы при этом на каждой серии хитовых сериалов зарабатывают примерно 200 процентов прибыли. Также источниками сопутствующих доходов (цифры не уточняются) становятся продажа прав на выпуск компакт-дисков, выпуск сувениров и даже... открытие сети магазинов одежды, первые из которых Zimaletto (по "следам" сериала "Не родись красивой") открылись в Екатеринбурге, Москве, Ярославле.

    Обострение конкуренции каналов за аудиторию предполагает борьбу не за вал, а за качество. И время дикого рынка телесериалов, похоже, заканчивается. Эксперты прогнозируют, что в этом году бешеные темпы "конвейерного" приготовления "мыла" несколько поутихнут - серию будут снимать уже не за 1-3 дня, а за 2 недели. При этом затраты на съемки вырастут как минимум на 30 процентов.

    Зубная паста для "Прекрасной няни"

    В целом, по мнению экспертов, уже в ближайшем будущем российские телесериалы плавно трансформируются в качественные телефильмы, что отнюдь не одно и то же по тратам. При этом стоимость одной серии достигнет 300 000 долларов за час, приблизившись к нынешним сериальным бюджетам европейских стран - до 700 000 долларов за час. Впрочем, магнатов, сделавших ставку на доходный сериальный бизнес, такие фантастические цифры не пугают. Дело в том, что сегодня сериальную нишу все шустрее "осваивают" алкогольные, пивные и табачные компании, чья реклама на телевидении запрещена законом. Так называемый рroduct placement, то есть "ненавязчиво" вплетенные в сценарную вязь сериалов торговые марки узнаваемых фирменных сигарет, коньяка, зубной пасты, считается удобной площадкой для продвижения продукции в массы.

    Сверхцель участников растущего не по дням, а по часам телерынка - вовлечение в совместные проекты влиятельных иностранных партнеров, специализирующихся на развитии мировой телеиндустрии. В 2006 году два-три из них с мировыми именами уже открывали свои офисы в Москве, ведут бурную разведку на российском телерынке, собирают предложения о слияниях и совместном инвестировании в прибыльные проекты.

    "Это позитивная тенденция, - утверждает Мишин, - которая ведет к тому, что Россия усиливает свои позиции на международном рынке кино- и телеиндустрии". Но для привлечения серьезных инвесторов в портфеле продакшн-студий должно находиться не два-три сериала, а до 30 - 50 телепродуктов, вплоть до многосерийных, полнометражных мультфильмов.

     Рейтинги отечественных сериалов

    Самый популярный

    "Не родись красивой"

    Незамысловатые приключения умной девушки с большим сердцем на фоне будничной жизни обычного офиса покорили всю Россию. Согласно данным TNS Gallup Media этот сериал стартовал на канале с долей 22,9% (данные по России на неделе 05.09.2005 - 11.09.2005), а к завершению показа его доля возросла до 31% (данные по России на неделе 01.05.2006 - 07.05.2006). Причем на протяжении более чем 200 серий интерес зрителей оставался неизменно высоким.

    Сериал сделал народным достоянием актеров Нелли Уварову, Григория Антипенко, Юлию Такшину и Ольгу Ломоносову.

    Самый первый

    "Вызываем огонь на себя"

    Первый советский телевизионный сериал поставлен режиссером Сергеем Колосовым в 1965 году. Актриса Людмила Касаткина сыграла главную героиню Аню Морозову. Также в первом отечественном сериале сыграли: Ролан Быков, Олег Ефремов, Борис Чирков, Изольда Извицкая, Наталья Крачковская, Александр Лазарев.

    После успеха сериала в 1965 году режиссер Колосов возглавил производственное объединение "Телефильм", и уже в 1967-м на всю страну прогремел новый сериал "Майор "Вихрь", а в 1969-м на телевидении выходит лента "Адъютант его превосходительства".

    Самый прибыльный

    "Кадетство"

    Корреспондент "Российской газеты" связалась с продюсером Вячеславом Муруговым:

    - Производство 100-серийников не сильно отличается по затратам на разных телеканалах. А вот сериалы "Гибель империи", "Мастер и Маргарита", "Есенин" - очень дорогие истории. Но если на одну чашу весов положить один из них, а на другую - "Не родись красивой", то стоимость последнего перевесит из-за его длины.

    Наиболее прибыльный проект прошлого сезона - "Не родись красивой", а настоящего - "Кадетство", поскольку у него высокое попадание в целевую аудиторию.

    Подготовила Оксана Нараленкова

    Поделиться