27.04.2007 05:00
    Поделиться

    Среди противников демонтажа Бронзового солдата появились первые пострадавшие

    Полицейские блокировали зону вокруг сквера на Тынисмяги, перекрыли окрестные улицы, вытеснили людей, находившихся поблизости от памятника, и соорудили ограждения вокруг сквера у Бронзового солдата. Доступ к памятнику запрещен.

    Москва в очередной раз предупредила, что эта акция будет иметь резко отрицательные последствия для двусторонних отношений. Впрочем, глубокую озабоченность планами правительства Эстонии по переносу захоронения воинов различных национальностей и демонтажу памятника Воину-освободителю выразили представители руководства Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Таджикистана и Узбекистана. В их заявлении, в частности, говорится: "Рассчитываем, что правительство Эстонии проявит уважительное отношение к истории и памяти павших воинов".

    К слову, среди эстонских противников демонтажа Бронзового солдата уже появились первые пострадавшие. Так, в четверг были задержаны трое активистов молодежного движения "Ночной дозор". А одна из женщин с разбитой головой была доставлена в больницу. Они, как утверждает полиция, нарушили общественный порядок. Напомним, "Ночной дозор" с 2006 года взял мемориал под охрану. Но теперь охранять памятник будут эстонские полицейские.

    Что в действительности собираются делать с Бронзовым солдатом, корреспонденту "РГ" рассказал директор по общественным связям министерства обороны Эстонии Мадис Микко.

    Российская газета | Когда начнутся раскопки вокруг Бронзового солдата?

    Мадис Микко | Согласно закону министерство обороны должно сообщить мэрии о начале раскопок у памятника и процесса идентификации останков за семь дней до начала работ. Данное письмо уже было направлено в городское самоуправление. Поэтому теоретически мы могли приступить к раскопкам уже 25 апреля. Однако работы могут начаться и на несколько дней позже. Но в любом случае это произойдет уже в текущем месяце.

    Раскопки будут проводить археологи и судмедэксперты. Это очень деликатная и тонкая работа. Мы ни в коем случае не поедем к памятнику на бульдозере - не хотим повредить ни монумент, ни останки солдат.

    РГ | Где планируется перезахоронение останков?

    Микко | Сначала нам надо выяснить, похоронен ли кто-либо у памятника. Если останки будут обнаружены, специальная комиссия по военным захоронениям примет решение об их перезахоронении. Ее члены, по моей информации, склоняются к тому, чтобы перенести останки на военное кладбище Таллина. Там находятся могилы и монументы солдатам Второй мировой войны, включая советских военных. На этом же кладбище стоит памятник Неизвестному Солдату.

    И все же повторяю: окончательное решение о переносе останков на военное кладбище пока не принято.

    РГ | Где будут храниться найденные останки до их перезахоронения?

    Микко | В морге. Сотрудники министерства обороны будут относиться к ним так же, как они относились бы к останкам своих родных.

    Когда мы выясним имена людей, которые захоронены у Бронзового солдата, мы будем искать их возможных родственников. Мы поинтересуемся у них, где бы они хотели перезахоронить останки. Если надо, Эстония перевезет останки туда, куда захотят родственники. Перезахоронение будет проходить при выполнении в полном объеме существующего почетного протокола.

    РГ | Когда будет демонтирован Бронзовый солдат?

    Микко | Этот вопрос еще не решен. Считается, что памятник и прилегающие к нему могилы представляют собой единый комплекс. Поэтому монумент будет перенесен на то же самое место, где будут перезахоронены солдаты.

    Памятник не будет брошен на склад, не окажется на улице или где-то в углу. Его перенесут на другое место в том же самом размере и в том же архитектурном решении, как сейчас. Скорее всего, ему будет отведено место на военном кладбище.

    Хочу подчеркнуть, что за переносом монумента и останков солдат не стоит цель оскорбить Россию и россиян. Мы делаем это ради перезахоронения останков солдат на достойном и спокойном месте.

    Между тем

    "То, что происходит в Эстонии, я иначе как мракобесием уже не могу назвать", - заявил вчера в Госдуме, не скрывая своего негодования и не выбирая дипломатических выражений, обычно сдержанный в речах председатель Госдумы Борис Грызлов. Он напомнил, что многие европейские общественные
    организации, ассоциации ветеранов высказались категорически против задуманной эстонскими властями акции, требуя не допустить раскопки на могилах и разрушение памятника Воину-освободителю. Но их в Таллине не услышали. Как не услышали и обращений депутатов Госдумы. "Если нацисты не сумели справиться с живыми, то теперь правительство Эстонии пытается справиться с мертвыми. Думаю, что эта суррогатная политика Эстонии ни к чему хорошему не приведет", - заявил Грызлов. "Трудно представить себе хоть сколь-либо моральное объяснение действиям эстонских властей, когда эти действия реализуются в условиях глубочайшего раскола самого эстонского общества, а бульдозеры приходится защищать военной техникой или водометами", - поддержал спикера председатель думского Комитета по международным делам Константин Косачев. Он заметил, что правительством должен быть разработан комплекс мер по корректировке отношений России с Эстонией в экономической сфере.

    Подготовила Тамара Шкель

    Поделиться