24.04.2007 01:30
    Поделиться

    МАИ едет на международный финал конкурса программистов

    Команда студентов Московского авиационного института едет на международный финал конкурса программистов

    Imagine Cup - международный технологический студенческий конкурс, который проводится при поддержке Microsoft и других высокотехнологичных компаний. В этом году тема всех проектов конкурса: "Как технологии помогают сделать образование лучше". Это один из самых престижных конкурсов для будущих гейтсов - только в прошлом году в нем приняли участие 65 тысяч студентов из 100 стран мира. В этом году наверняка будет не меньше. Есть за что бороться: призовой фонд - 170 тысяч долларов!

    МАИ, так же как и МФТИ и МГТУ им. Баумана, - уже не первый год в тройке вузов-лидеров российского финала конкурса, но до сих пор ребятам из авиационного удавалось взойти только на вторую ступень пьедестала почета.

    Команда M-team, принесшая МАИ победу, - это пятикурсники факультета прикладной математики и физики: Константин Горский, Михаил Гуренков, Андрей Свердлов и Константин Кичинский. На месте этой четверке не сидится курса со второго: они постоянно участвуют в различных внутривузовских конкурсах и других соревнованиях. Проект, с которым ребята поедут в Сеул, - Mapedia. Суть проекта: использование в школах так называемых mind maps - карт памяти, проще говоря, схем, с помощью которых можно конспектировать полученные на уроках и лекциях знания.

    Знакомлюсь с авторами проекта: в чем их новаторство?

    - Человек мыслит ассоциативно, а его постоянно загоняют в рамки жесткой схемы: линейной подачи материала или содержания учебника, - рассказывает Константин Горский, идеолог и дизайнер проекта. - Мы предлагаем на школьных уроках использовать схему, в центре которой находится ключевое понятие, а от него, как ветви, отходят ассоциации, причем каждая ветвь может "разветвляться" и дальше. Самое важное в схеме - процесс ее рисования. В это время человек по-другому обдумывает идею или понятие, может буквально "на пальцах" раскрыть его.

    Аналитик проекта Андрей Свердлов для наглядности рисует схему на бумаге, однако Mapedia - это, конечно же, компьютерный проект, который в идеале предполагает использовать на уроках планшетные компьютеры. "В центре экрана размещаем ключевое понятие в овале (круге, квадрате, кому как удобно, главное - выделить), - объясняет Андрей. - Дальше по часовой стрелке, начиная с 12 часов, рисуем боковые ветви, на которых располагаем свои первые ассоциации с ключевым понятием".

    Ребята признаются честно: родоначальник mind maps - английский психолог Тони Бьюзен. Подобные карты сейчас набирают популярность: их используют, например, в корпорации "Боинг" при принятии решений различного уровня. Прорыв студентов МАИ в том, что они первые предложили использовать эту систему именно в школах. Несмотря на то что многие учителя слышали об изобретении Тони Бузена, как применять его на уроках до сих пор никто не догадался. Для каких предметов такие схемы подходят больше всего?

    - Возможно, для естественных наук они более удобны: там требуется глубокое осмысление некоторых понятий, - рассказывает Михаил Гуренков, архитектор проекта. - Мы протестировали эту систему на школьниках 5, 6 и 10-х классов московской школы N 297, но уникальность mind maps в том, что их можно использовать и с самыми маленькими ученикам, и в институте, и даже на бизнес-тренингах в крупных компаниях.

    Важно: ребята предлагают объединять карты, полученные на разных уроках в единую схему, чтобы таким образом школьники видели взаимосвязь понятий, изучаемых, допустим, на биологии и химии. Благодаря компьютеру делать это очень удобно. Схемы остаются в памяти, и потом можно их объединить.

    - А вам не кажется, что такие объединенные схемы будут выглядеть очень громоздко и дети в них запутаются? - задаю каверзный вопрос.

    - Есть такой риск, но мы подумали и пришли к выводу, что все-таки в школе карты получаются не очень большими. Для каждого урока - своя небольшая карта, -рассказывает Андрей Свердлов. - Можно на биологии сделать схему по животным, где отметить, что они дышат и переводят кислород в углекислый газ, а все это происходит с атмосферным воздухом. На физике нарисовать схему, посвященную, например, воздуху, объясняя что-нибудь про самолеты. Потом "открыть" эти две маленькие карты: понятие "воздух" свяжется. Программа позволяет связывать так называемые ключевые концепты.

    Что нужно школе для того, чтобы программа успешно заработала? Прежде всего Tablet PC - планшетные компьютеры, которые могут лежать на парте, не загораживая доску и учителя. В конечном итоге школам для внедрения этой программы нужно будет только скачать клиентскую программу, которая позволит рисовать карты, с сервера.

    Планы у ребят грандиозные. Сейчас они представили идею, а теперь нужно превратить ее в реальный программный продукт, тем более что уже появились "заказы" от заинтересованных школ. "Великолепной" четверке предстоит пройти несколько тренингов по технологическому предпринимательству, а один из фондов-спонсоров конкурса выделит им финансирование, чтобы развивать проект дальше и продумать бизнес-концепцию.

    Однако не только работа над проектом будет занимать ребят до августа, когда они поедут на финал в Сеул. Все члены команды уже работают в различных компаниях и нацелены на повышение.

    Поделиться