17.04.2007 23:00
    Поделиться

    В Липецке Алексей Леонов вспомнил о несбывшейся мечте Королева

    Путь к Луне для Алексея Леонова снова пролегает через Липецк

    Здесь он в свое время проходил обучение перед так и не состоявшимся "советским" покорением Луны. Сейчас наша космонавтика снова обращает взоры к извечному спутнику Земли, о чем Алексей Архипович и рассказал журналистам.

    Алексей Леонов | "Лунная программа" привела меня в Липецк в 1969 году. Стояла задача научиться сажать вертолет Ми-8 на авторотации, с выключенным двигателем. Только Ми-8 тогда мог служить динамическим тренажером, чтобы отрабатывать умение вручную по вертикали сажать лунную капсулу на поверхность Луны. Пилотируемый лунный корабль с высоты 100 метров при зависании должен был сам выбрать место посадки. В отличие от американцев, у нас на борту  находился всего лишь один пилот. Облаченный в скафандр, я должен был на экране выбрать точку прилунения с помощью координат за 1,5-2 секунды. После дать команду на спуск или на увод корабля. Вот в Липецком авиацентре я и прошел полный курс обучения и сдал экзамен на "пятерку".

    Российская газета | В чем, собственно, заключалась советская "лунная программа" и почему она не осуществилась?

    Леонов | Постановление по "лунной программе" было принято в 1964 году. Подписал его лично Хрущев. Планировался пилотированный полет вокруг Луны в 1967 году, облет, посадка и возвращение - в 68-ом. Сформированы были два экипажа. Первый: я - командир, бортинженер - Олег Макаров. Второй экипаж - Валерий Быковский и Николай Рукавишников. Но в 1967 году по состоянию дел стало ясно, что мы не можем сесть раньше американцев. Во-первых, деньги были разные: у американцев - 25 миллиардов долларов, у нас - 2,4 миллиарда рублей, к тому же в эту сумму помимо пилотируемой входила и беспилотная лунная программы. Другая причина, быть может, главная: человек, который начал эту программу, - Сергей Павлович Королев, уже умер. Был бы он жив - мы закончили бы ее успешно. По крайней мере, облететь Луну могли бы первыми. Ведь мы были готовы к этому в 1968 году. Рейды к Луне беспилотного "Зонда" сопровождались авариями, но незначительными, свойственными именно беспилотному кораблю. Мы, космонавты, говорили, что готовы лететь. Нам отвечали: давайте еще один испытательный запуск произведем. А тут как раз в декабре 1968-го астронавт Фрэнк Борман облетел Луну. В июле 1969-го прилунился "Аполлон-11". И наше руководство решило: зачем рисковать, начнем новую программу создания орбитальной станции. Лично я посвятил "лунной программе" три года жизни.

    РГ | Недавно заговорили о том, что наша страна снова готова к освоению Луны. Это действительно так?

    Леонов | А почему нет?  У нас остался замечательный корабль "Союз", теперь уже модернизированный, с превосходной  бортовой электроникой. Сорок лет назад полет на нем был сопряжен с огромным риском именно в силу несовершенства бортовых электронных систем, а сейчас такого риска уже нет. И еще у нас осталась от  "лунной программы" ракета "Протон". Она до сих пор надежно работает. То, что мы в конце 60-х не достигли Луны, в последующем было компенсировано серьезными разработками в освоении околоземного пространства.  Осуществить мечту Королева о полетах на Луну мы можем в ближайшее время. Надо только захотеть.

    РГ | А Вы полетели бы в космос сейчас?

    Леонов | Мой друг американский астронавт Джон Гленн во второй раз полетел в 77 лет. Но это был особый случай. Общественность обратилась к тогдашнему президенту Клинтону, и тот дал добро. Полет Гленна был знаком уважения государства к заслуженному человеку. К тому же Гленн полетел все-таки не на "Союзе", а на "Шаттле" - большом самолете, где довольно удобно. И все равно ему было тяжело. Тем не менее свою программу он выполнил мужественно. Я же считаю, что, когда ждут своей очереди в отряде космонавтов полные сил молодые специалисты, занять их место - это неправильно. Надо выпускать к звездам молодежь.  Ведь, если вспомнить, в первый состав отряда космонавтов  зачислены были 20 человек. Из них  только двенадцать побывали в космосе. Остальным помешали разные обстоятельства. Сейчас из "гагаринского  призыва" нас осталось только шестеро. Пятеро летавших и один, кому слетать не довелось,  -  мой дублер Дмитрий Заикин.

    Поделиться