06.04.2007 02:30
    Поделиться

    Минтимер Шаймиев: Надо ставить задачу менять отношение друг к другу

    Российская газета | Минтимер Шарипович, сейчас в России дискутируется вопрос о преподавании Основ православной культуры. Вы - против. Хотя в случае с Татарстаном речь шла бы о преимущественном преподавании Основ исламской культуры.

    Минтимер Шаймиев | Мы опять спотыкаемся на ровном месте. Нам обязательно крайность нужна. Создан, на мой взгляд, прекрасный учебник "Основы мировых религий". Я - за преподавание основ всех основных религий. Почему мы должны кого-то ущемлять? Введем преподавание Основ православной или исламской культуры (я, кстати, против того, чтобы преподавались и Основы исламской культуры), а какой-то ребенок скажет: не хочу это учить. Придет домой, начнется смута в семье... Другое дело - учебник мировых религий. А для религиозного образования есть воскресные школы.

    Мы первыми в России вернули иудеям бывшее здание синагоги, в нем размещался Институт усовершенствования учителей, и это было не так просто. Вернули храм староверам. Католики начали строить свой храм. В кирхе у нас было МВД, но мы все равно вернули это здание евангелистам.

    "Мы привыкли жить в нехватке"

    РГ | А как, по вашим оценкам, сегодня чувствуют себя в Татарстане русские?

    Шаймиев | В последнее время самосознание народов заметно растет, и русский народ - не исключение. Убежден, что остальные народы России должны отнестись к этому терпимо и с пониманием. Всегда, когда мы проводим мероприятие, связанное с возрождением языка или культуры татар, я стараюсь поблагодарить русскую часть населения республики - за то, что она это понимает. Напоминаю, что к началу перестройки в Казани была лишь одна неполная татарская школа.

    Но в то же время мы стараемся соблюсти баланс. У нас уже есть Всемирный конгресс татар или, скажем, Сабантуй, но недавно возродили и старинный праздник Каравон - фестиваль русских хоров. По одному указу каждый год проводим и Каравон, и Сабантуй. Это все очень тонкая материя. Когда дотрагиваешься до нее чересчур амбициозно или не понимая, все может обернуться плохо.

    РГ | Сейчас много говорят о разрыве поколений. Как вы находите общий язык с детьми и внуками?

    Шаймиев | Они - другие, с этим надо смириться. Главное, чтобы в духовном не было перекосов, остальное само собой встанет на свои места. Я вырос в многодетной семье, был девятым ребенком. Какое там воспитание?! Сплошное самовоспитание: уважай старшего, будь снисходителен к младшему. Делись - еды не хватает на всех, как и места, где можно поспать. Не перетягивай одеяло на себя, как бы холодно ни было, лучше прижмись к другому - вот и все наше воспитание. И остальное отсюда идет.

    Знаете, над чем я сейчас задумался? Это не ново, и все же - сейчас, когда крыши у большинства уже не текут и хлеб на столе есть, надо ставить задачу менять отношение друг к другу. Мы привыкли жить в нехватке и из-за нехватки ссориться. Как будто жизнь у всех не одна. Людей надо слышать. И любить. Все ведь наши, никого с Луны не подбрасывают.

    РГ | Известно, что вы любите лошадей, плавание, горные лыжи, шахматы. А что еще помогает отключиться от проблем, снять нагрузку?

    Шаймиев | Конечно, за день отрицательных эмоций набирается много. А если знаешь республику и ее хозяйство, работы только больше становится. Я удивлялся, когда пришла новая волна руководителей и некоторые губернаторы приезжали на три дня в Москву на совещание с женами. Я так не могу: а как же дела?

    А что до разгрузки - я много плаваю, в этом году проплыл уже 105 километров. Вся дневная дурь остается в воде. И еще - меня не трогай в воскресенье. Это - мой день, когда можно побыть с семьей.

    РГ | С кем играете? С детьми или внуками?

    Шаймиев | Нет, они компьютерами занимаются. Да и играть интересно, когда силы примерно равны. Каждый год, конечно, езжу отдыхать, у нас с женой с молодых лет не было случая, чтобы не поехали вместе в отпуск. Молодые были, денег не хватало - все равно ездили. И это еще знаете для чего? Я слишком занят все время, а она ждет. Целый год ждет. А в обычные дни меня особо не дождешься... А тут человек целый год знает, чего ждет, планы строит. Бывало, раньше поедем в поезде на юг в купе, а она очень любит готовить, и столько наготовит! Едем, а она каждый раз что-нибудь новое все вытаскивает и вытаскивает. Для нее это целая жизнь - кормить меня.

    РГ | Своеобразный пик славы республика пережила, когда праздновалось 1000-летие Казани. Лично мне, начитавшейся Гумилева, кажется: мы имеем дело с особой цивилизацией...

    Шаймиев | Когда я впервые оказался в Санкт-Петербурге, сам, без всякой программы, поехал на могилу к Льву Гумилеву. Вы там были?

    РГ | Давно уже. Кладбище еще было такое заброшенное.

    Шаймиев | Вот, и мне стало стыдно заброшенности этой могилы. Мы решили привести ее в порядок. И привели. И мемориальную доску сделали. А в центре Казани поставили памятник. Там надпись интересная: "Я русский человек, всю жизнь защищаю татар от клеветы". Мы не могли не поставить этот памятник.

    РГ | Как республику, культивирующую сильный национальный дух, не превратить в напряженный взрывоопасный националистический анклав?

    Шаймиев | На нашей земле русские и татары всегда жили мирно. Если не брать в расчет события XVI века, захват Казани Иваном Грозным... Но это война была. Война есть война. А после этого у нас не было стычек на межнациональной почве. Когда в первые годы перестройки татарское национальное движение требовало полной независимости республики, а русская часть населения была озабочена этим, я больше встречался с последними и пытался их убедить, что президент Татарстана будет блюсти интересы всех сторон. Никогда этого не забуду. Я думал, как снять напряжение. И когда первый срок президентства прошел и меня журналисты спросили: "Что считаете самым большим успехом за пять лет?", ответил: "Исчез страх в глазах людей. Особенно русскоязычной части населения".

    О приоритетах власти

    РГ | Вы возглавляете Татарстан с 1991 года. С точки зрения президента-"долгожителя", когда труднее было: 16 лет назад или сейчас?

    Шаймиев | У каждого времени - свои трудности. Но все же 16 лет назад все было намного сложнее. Вспомните: призыв сверху к гласности, взрыв национального самосознания у татар, настороженность русской части интеллигенции. Мы впервые учредили должность президента Татарстана, хотя не были к этому готовы. И я лично - тоже. Но ведь какая-то власть должна была появиться, особенно в такое время, когда все - на грани.

    РГ | А когда было тяжелее всего?

    Шаймиев | Во время разрухи, апатии, стоящих предприятий, застывшей страны. У меня дача на берегу Волги, и я видел, как река перестает работать. За день - одна баржа. А посмотрите, сколько сейчас теплоходов, каковы объемы грузовых перевозок! А как Волга работает летом! У нас глубина ямы падения во время реформ была меньше, и мы прошли их, насколько это было возможно, "с человеческим лицом".

    РГ | А какие отрасли экономики республики вы считаете приоритетными?

    Шаймиев | Нефть, нефтехимия и, конечно же, село. В России это категория не столько экономическая, сколько социальная. Мы первыми в стране на сто процентов газифицировали наши деревни. В Татарстане ведь лесов толком нет, и люди всегда печи топили кизяком. Конечно, можно было сосредоточить половину населения республики в городах и рапортовать: мы нормально живем. Но земля, село - это ведь источник духовности, это наши истоки. Культура, традиции у каждого народа - оттуда. И мы еще в них будем нуждаться, вот увидите.

    Хорошо, что появился нацпроект по селу, это хоть какой-то просвет. А то едешь в Москву из аэропорта, сплошным автопоездом идут фуры с западными товарами. Я думаю: как они нас должны беречь, они же процветают на нас. Но ведь так не может продолжаться бесконечно! На днях показывали по центральному телевидению, как на Краснодарском мясокомбинате лабораторно исследовали импортированный колбасный фарш на предмет наличия там мяса. Обнаружили лишь кожу свиньи. А мы натуральный продукт производим и не можем продать. Убежден: когда мы что-то умеем делать - должны это делать сами.

       АДРЕСА ВЛАСТИ

    420014, г. Казань, Кремль
    (8) 843-567-89-01

    Поделиться