23.03.2007 01:00
    Поделиться

    На фестиваль "Золотая маска" новосибирцы представили одноактные балеты

    Существуют удачные попытки реставрации легендарных спектаклей "Русских сезонов": брата и сестры Нижинских, Фокина, Мясина... Но привлекают зрителя и оригинальные версии по мотивам или под впечатлением от этих балетов. Такой опус представила Алла Сигалова, входящая в "пору цветения" своего таланта.

    В балете-перекличке с проектами Дягилевской антрепризы композитор Десятников использовал песнопения земли русского Поозерья. А хореограф, намекая и на "Весну священную", и на "Послеполуденный отдых фавна", и на "Игры" Вацлава Нижинского, создала необычный спектакль. В нем два мужчины-художника создают свой театр. С колосников ниспадают свитками партитуры еще не поставленных балетов (художник Георгий Алекси-Месхишвили). На ткани импрессионистскими узорами закодированы будущие танцевальные тексты. Задник опоясывает гирлянда с полумесяцами и огромными муляжами фруктов. На полу, как в мастерской художника, разбросаны "этюдные" предметы - от колеса и мячей до пирамиды и стульев. Непосредственный материал творения - пять танцовщиц, словно сошедших с полотен Матисса "Танец". Они одеты в широкополо-пышные, атласные красно-черные пачки и свободные блузки и майки эпохи НЭПа (художник по костюмам - Анна Политковская). По облику танцовщицы с косичками и в шапочках, затягивающих коконом голову, родом из балетов Брониславы Нижинской или с авангардных фотографий Родченко. Квинтет студиек скульптурно перестраивается, принимая плоскостно-барельефные позы, а их руки профильно застывают в ориентальных позах.

    Сам балет - своего рода репетиция-кастинг, где двое авторов въедливо просматривают каждую танцовщицу, будто определяют ее амплуа или ищут свою музу. В центре опуса - дивертисмент из пяти монологов танцовщиц, переходящих в дуэты, трио с хореографами, изобретательные ансамбли. Причем каждая демонстрирует пальцевую технику и "стальной" пуант. Лучшая тут - Анна Одинцова. Мужчины-творцы конструируют новые па и позы, используя "глину" женских тел. У каждой героини свой характер: некоторые буквально садятся режиссерам на шею и даже на голову. В финале - они единый творческий союз: сбросив, как маски, свои шапки, танцовщицы складываются, словно колода карт: они, прижавшись, сидят у авансцены на стульях, бок о бок с творцами. Их взоры устремлены ввысь...

    Поделиться