02.03.2007 01:15
    Поделиться

    Анна Лошак: "Я несу бремя фамилии как бремя славы"

    Можно себе представить, какие сокровища находятся за заборами дипмиссий. О произведениях, которые хранятся в посольствах, как они попадают туда, какие художники представляют страну за рубежом Анна Лошак расскажет в одном из новых выпусков программы об изобразительном искусстве "Про АРТ" на канале "Культура". Мы решили поговорить с Анной о том, кто же сегодня интересуется искусством, а заодно поздравить телеведущую с днем рождения, которое она отметит 9 марта.

    Российская газета | Анна, программа в эфире почти два года. Есть отклики, ради чего вы все это делаете?

    Анна Лошак | У меня с самого начала была четкая формулировка: сделать пассивных зрителей активными участниками художественного процесса. Чтобы те, кто может себе это позволить, начали коллекционировать; те, кто не ходит на выставки, стали бы их посещать, а профессионалы, может быть, увидели что-то новое. Изобразительное искусство не хуже, чем кино, и не менее увлекательно и зрелищно. Мне очень странно, что на нашем телевидении существует только одна программа про арт. Ведь это такая модная тема, там столько всего происходит, искусство реагирует на все, что происходит в мире. Но до сих пор считается, что разговоры о нем - нечто тухлое, пыльное, из вчерашнего дня, удел дам в очках с толстыми линзами. На самом деле все не так, и это всегда молодая среда.

    РГ | То есть искусство - не удел избранных?

    Лошак | Когда-то это было удовольствие только для узкого круга: для среднего класса, образованной буржуазии, элиты. Сейчас ситуация другая, у людей есть выбор. Да, не все интересуются современным искусством. Но вот в конце марта в Пушкинском музее будет выставка Модильяни. И я уверена, что будут огромные очереди!

    РГ | Лет десять назад у нас в стране практически не было покупателей произведений искусства, и художники в основном продавали свои вещи на Западе. Сейчас ситуация изменилась?

    Лошак | Подъем начался в конце 90-х, когда появилось больше богатых. Все эти "новые" коллекционеры прошли один путь. Сначала покупали произведения, что называется, "из учебника "Родная речь": Айвазовского, Поленова, Левитана. Они с детства знали, что это хорошо. Потом у них начал формироваться свой вкус. Они стали приобретать русский авангард, современное искусство. За последние 10 лет изменилась не только художественная среда, но и сами коллекционеры: они стали более образованными, ездят на ярмарки, наблюдают, сравнивают, следят за тенденциями. Но почти в коллекции каждого есть маленький Айвазовский. Некоторые коллекционеры, которые сегодня собирают современное искусство, начали это делать именно потому, что обожглись в какой-то момент, купив фальшивого Айвазовского. И решили, что лучше так не рисковать и приобретать новое - подлинное.

    РГ | Кроме коллекционеров, кто еще сегодня покупает живопись?

    Лошак | Как мне недавно сказал герой моего репортажа: любой человек, который купил хотя бы одну картину, уже может считаться коллекционером. Коллекционер - это некое ощущение, азарт по отношению к искусству. В принципе ничего не обязательно покупать. Я вот, например, ничего не собираю. Во многом потому, что не могу себе позволить вещи, которые нравятся, но с другой стороны, мне слишком много хочется. Я собираю глазами. Свежие впечатления.

    РГ | Что сегодня приобретают?

    Лошак | Все. Очень много коллекций, связанных со старым русским искусством, с передвижниками. Но это искусство стоит огромных денег. Пополнять эти коллекции становится все труднее. Появились коллекционеры, которые начали собирать работы западных мастеров. В ближайшее время в Москве открывается галерея, которая будет продавать импрессионистов и постимпрессионистов. Это невероятный прорыв: человек, который может себе это позволить, получает возможность в России купить и Пикассо, и Дега. Однако наша программа все-таки не про бизнес. Она "Про АРТ". Мы выбрали для себя такой принцип: в передаче обязательно должен быть сюжет про архитектуру, про фотографию, про старое искусство, про современное и рассказ о дизайне и других смежных профессиях.

    Два года назад мы с шеф-редактором Анной Свергун сидели и тосковали: казалось, что не из чего будет собирать программу. Тогда большие музеи делали одну выставку в три месяца, для еженедельной программы это не периодизация. Галерей было меньше, а следовательно, конкуренция слабее и искусство не такое качественное. А в архитектуре происходили в основном разрушения. Казалось, что программа долго не протянет... Сегодня я с трудом успеваю "утрамбовать" в одну программу все то, что происходит.

    РГ | Людям, не имеющим возможности покупать предметы искусства (а это большинство ваших зрителей), стоит ли пользоваться услугами Крымского Вала?

    Лошак | Мне на самом деле не очень важно, что они покупают. У каждого свой вкус. Может быть, человек с детства обожает кошечек, и ему очень приятно иметь у себя над постелью кошечку, нарисованную на картоне гуашью. Пусть она у него будет! Важно, чтобы человеку хотелось увидеть еще что-то, кроме этой картины. Чтобы человек захотел пойти в музей. То есть у кошечки должны появиться конкуренты.

    РГ | Каковы ваши пристрастия в изобразительном искусстве?

    Лошак | Я пытаюсь их не иметь. У меня есть скорее антипатии. Есть несколько художников, которые не появятся в нашей программе: среди них - Никас Сафронов, Александр Шилов. Илью Глазунова я бы хотела видеть в передаче лишь потому, что он, конечно, в первую очередь герой времени...

    РГ | Часто родители хотят, чтобы дети пошли по их стопам. Вы в профессии следуете и папе (Виктор Лошак - известный журналист), и маме (Марина Лошак - искусствовед, галерист)...

    Лошак | Папа меня всегда отговаривал: "Зачем тебе это?" Но я не представляла, кем можно стать еще как не журналистом. Сейчас папа, мне кажется, доволен мной. Тем более я не занимаюсь ни газетной, ни журнальной журналистикой. То есть мы в разных плоскостях профессии. Мама мне очень помогает, она для меня - барометр хорошего вкуса. Я на ней проверяю, правильным ли курсом иду. Да, и с двоюродным братом Андреем - он великолепный репортер, у нас чудесные отношения: приятно иметь старшего брата! Мы обсуждаем с ним какие-то профессиональные вопросы.

    Меня долго воспринимали как девочку с бесконечным количеством протекции. Я помню, как поступала на журфак МГУ и мне сказали: "О! Лошак пришла. Сейчас папа напишет ей чудесное сочинение. Ее-то точно протолкнут". После чего тут же провалилась и не поступила. Но я привыкла жить с этим "гнетом" фамилии и уже несу это бремя как бремя славы.

    Смотрите программу "Про АРТ" на канале "Культура" по понедельникам, в 23.00

    Поделиться