27.02.2007 02:15
    Поделиться

    Началось обсуждение проекта "Большой Иркутск"

    Чтобы их видели из Москвы

    Создание мегаполисов-миллионников сегодня рассматривается как один из вариантов развития регионов Сибири и Дальнего Востока. Но пока единственным проектом, который имеет техническое обоснование и первичные расчеты, остается так называемый "Большой Иркутск".

    Иркутская агломерация предполагает формирование мегаполиса с населением в 1,1 миллиона человек на базе Иркутска и двух его городов-спутников - Ангарска и Шелехова, а также районов - Иркутского, Ангарского и Шелеховского без образования единого муниципалитета. Под этот проект областные власти намерены получить от федерального центра примерно 31,2 миллиарда рублей инвестиций - в основном на строительство транспортной инфраструктуры. На каждый федеральный рубль областные администрации рассчитывают привлечь примерно 7 рублей частного капитала.

    Инфраструктурная составляющая предполагает помимо автобанов и скоростного железнодорожного транспорта строительство нового современного аэропорта между Иркутском и Ангарском и логистического центра, который будет обслуживать территорию всей Восточной Сибири.

    По мнению Виктора Самарухи, проректора по научной работе Байкальского государственного университета экономики и права, крупные инфраструктурные проекты обычно сопровождаются приходом крупного же банковского и страхового бизнеса. А его финансовые возможности в свою очередь привлекают частный реальный сектор.

    Нельзя сбрасывать со счетов, продолжает Самаруха, и то, что к миллионникам иное отношение на федеральном уровне, городам с миллионным населением полагаются другие нормативы финансирования. Это означает большие возможности бюджета для создания привлекательных условий для бизнеса.

    Наиболее вероятная бизнес-специализация Иркутской агломерации - крупный транспортный узел, перевалочная база для товаров из стран АТР в европейскую часть континента и наоборот. Другим направлением развития экономики должна стать научно-прикладная деятельность и наукоемкие производства.

    И экономисты, и чиновники сходятся на том, что процесс развития агломерированных территорий, равно как и привлечения бизнеса, займет не один год и даже не один десяток лет. Оптимальный срок, после которого можно оценивать результаты - 15 -20 лет.

    Но уже сейчас идея создания городов- миллионников должна быть всесторонне просчитана. Иначе, предупреждает Николай Воробьев, научный сотрудник Института географии им. В.Б. Сочавы СО РАН, формируя точку роста на территории агломерации, в рамках всего региона можно получить обратный эффект.

    - Надо отдавать себе отчет, что демографический рост будет происходить за счет миграции с "северов", с соседних регионов. Возможно, несколько снизится поток уезжающих на запад, но совершенно точно, положительного сальдо перемещений населения с европейской частью России у нас не будет. Даже в эпоху великих строек показатель миграции для Сибири и Дальнего Востока в целом был нейтральным - сколько приезжало, столько уезжало. Не получится ли в итоге так, что население будет концентрироваться в мегаполисах, а вокруг останутся обезлюдевшие территории? Будут ли они привлекательны для иного бизнеса, кроме нефтегазовых корпораций?

    И еще один "висячий" вопрос. Нетрудно заметить, что ожидания экономического роста у регионов связаны с инфраструктурными проектами, то есть с инвестициями федерального центра. Насколько эти ожидания оправдаются, будет зависеть от готовности Федерации взять на себя необходимые финансовые обязательства и довести их до конца. В случае если по тем или иным причинам государство не сочтет нужным вкладываться в регионы, как бывало уже не раз, говорить о привлекательности территорий можно будет только с точки зрения потенциала их природных ресурсов. А это совсем другие темпы и результаты.

    Между тем

    Губернатор Приморского края Сергей Дарькин намерен объединить Владивосток с городами Артемом и Уссурийском, с Надеждинским и Хасанским районами края и создать таким образом фактически второй-третий по численности в России мегаполис, в котором, по его словам, через 20 лет будет проживать 7 миллионов человек. Сегодня в самом Владивостоке около 600 тысяч жителей, а на всей территории будущего мегагорода примерно 1,2 миллиона. Населенные пункты будут объединены автодорогами "нового поколения" и скоростными железнодорожными магистралями.

    Проект создания города-миллионника на базе Хабаровска - весьма отдаленная перспектива, но она содержится в Стратегическом плане развития города. Власти рассчитывают, что к 2020 году численность жителей города составит 800 тысяч человек, а 1 миллиона население достигнет к 2040 году.

    Поделиться