15.02.2007 04:00
    Поделиться

    Российские музеи открывают виртуальные филиалы в Минске

    - Виртуальный филиал Русского музея в Минске, о создании которого недавно было заявлено, - новость интригующая: как же все будет выглядеть не на словах, а на деле?

    - Первые такие виртуальные филиалы Русского музея открылись в Скандинавских странах. Не каждый ведь может поехать в Санкт-Петербург и посмотреть на оригиналы. А тут есть возможность на расстоянии представить, что находишься рядом с шедеврами. Пока мы еще только подходим к осуществлению этой идеи. В новом корпусе НХМБ оборудуется мультимедийный центр. Оттуда в реальном времени через компьютеры можно будет наблюдать за открытием каждой новой выставки у наших коллег. В Русском музее для этого установлены специальные камеры, они транслируют происходящее в прямом эфире на наши мониторы. Конечно, лучше созерцать оригинал, но когда стоит выбор между репродукцией в альбоме или подлинником, пусть пока лишь на экране компьютера в режиме онлайн из выставочного зала, - ответ напрашивается сам по себе.

    - Кроме Русского музея, еще с кем-нибудь собираетесь связываться нитями Всемирной информационной паутины?

    - Эрмитаж, Государственная Третьяковская галерея - со всеми музеями подписаны соответствующие соглашения. Есть договоренность с Литовским художественным музеем, Киево-Печерской лаврой, Национальным музеем Сербии. Будем обмениваться мультимедийными дисками с презентациями экспозиций. В нашем музее создается виртуальная выставка по русскому искусству - вскоре нам будет что предложить соседям из-за рубежа со своей стороны.

    - Какие преимущества дает музею использование современных компьютерных технологий? И не опасаетесь ли, что с освоением "виртуального пространства" у публики исчезнет потребность в реальных выставках?

    - Чтобы увидеть собрания других музеев, тех же российских, нужно посетить именно наш музей. А так как компьютерными технологиями более всего увлекается молодежь, то мы надеемся, что это больше "привяжет" ее к сокровищам нашей культуры. Кроме того, новое изобретение удобно для студентов-искусствоведов.

    Преимущества очевидны. Не так просто привезти даже одну картину из страны в страну. Как всегда, самое сложное - это деньги. Полотно, скульптуру нужно застраховать. Пока уладим все формальности, вы уже сможете посмотреть эту и многие другие вещи на экране. А оригинал от этого не станет менее привлекательным. Технологии, позволяющие путешествовать в пространстве и времени, лишь нажимая на клавиши компьютера, существуют не первый год, и все-таки люди не перестали ходить в музей, хотя давно можно изучать историю искусства по репродукциям.

    - Что из подлинников, хранящихся в российских музеях, увидят белорусы в этом году?

    - 2 апреля, в День единения народов Беларуси и России, к нам приезжает музей Тропинина и художников его круга из Москвы. 18 мая, в Международный день музеев, ожидаем очередную выставку Третьяковки - "Пленники красоты", побившую в Москве рекорды посещаемости. Думаем, как организовать в Минске выставку одного шедевра из Русского музея - знаменитого "Белоруса" Репина, написанного в усадьбе художника Здравнево под Витебском. В наше время самая большая проблема - деньги. Картины нужно страховать, а это огромные суммы. Одно полотно Айвазовского стоит 700 тысяч, Крамского - 400 тысяч, Семирадского - миллион долларов! Приходится кроме бюджетных средств искать спонсорскую поддержку.

    - Третьяковка в Минск приезжает уже во второй раз, а когда к нам пожалуют сокровища Эрмитажа?

    - Выставку Эрмитажа мы ждем в 2008 году. Кстати, теперь с этим музеем мы готовим издание фундаментального труда белорусского ученого Николая Щекотихина "Литовская монета". Исследование это, написанное в 30-е годы и тогда же переданное автором на хранение в рукописный отдел Эрмитажа, спустя столько лет наконец станет доступным всем историкам и нумизматам.

    - Ваш музей в советское время был одним из крупнейших хранилищ русской живописи XVIII-XX веков. Что из имен и шедевров той поры, собранных в Минске, может заинтересовать россиян?

    - Национальный художественный музей Беларуси и теперь входит в пятерку лучших собраний русских картин наряду с Русским музеем, Третьяковской галереей, Музеем изобразительных искусств имени Пушкина и киевским музеем русского искусства. Во многом все это благодаря послевоенному директору Государственного художественного музея БССР Елене Аладовой. Она собирала шедевры, скупая их у частных коллекционеров Беларуси, Москвы и Ленинграда. И теперь мы можем гордиться картинами Кустодиева, Репина, Брюллова, Айвазовского, Клевера и многих других мастеров.

    - Знаковые белорусские экспонаты также наверняка есть в российских музеях?

    - Это в первую очередь полотна Ивана Хруцкого в Русском музее, работы Олешкевича, Жуковского, живопись Витольда Бялыницкого-Бирули. Очень много в российских музеях предметов декоративно-прикладного искусства прошлых веков, связанных с Беларусью. В Третьяковской галерее хранится так называемое "Голубое Успение", вывезенное в начале ХХ века из Минска и попавшее в коллекцию художника Остроухова, в Историческом музее в Москве есть слуцкие пояса. Так что нам всегда будет что показать друг другу из нашего общего наследия.

    Поделиться