13.02.2007 03:30
Поделиться

Новый закон не защитил сельхозпроизводителей от чиновников

Занимательная арифметика

По иронии судьбы новый закон задуман как раз для обратного. Он был призван перевести отношения органов власти с сельскохозяйственными товаропроизводителями на правовую основу (статья 1, пункт 1), ликвидировать наконец произвол бюрократии по отношению к крестьянству. И что же? На сколько сработают инструменты, выбранные для этого?

Начнем с простейшей арифметики - она сама по себе о многом говорит. В принятом законе 18 статей (в "Российской газете" они заняли чуть меньше одной полосы). Для сравнения: под аналогичные законы США и Европейского союза отводятся целые тома убористого текста. Зато листая их, фермер может точно подсчитать, какие суммы бюджетных субсидий он получит и что ему для этого нужно сделать.

В первой статье нового закона, как уже было отмечено, определяется его предмет. В статьях 2-10 даны определения понятий устойчивого сельского развития, сельскохозяйственного производства, сельскохозяйственного товаропроизводителя, рынка сельхозпродукции, государственной аграрной политики и мер по ее реализации, государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков АПК... Короче, на общее образование места не пожалели. Статьи 15-17 декларируют ответственность органов государственной власти разных уровней и отраслевых союзов в части реализации государственной аграрной политики и ее информационного обеспечения. Последняя, 18-я статья стандартна и прописывает порядок ввода в действие настоящего Федерального закона.

Вполне очевидно, что в перечисленных статьях "сельскохозяйственный товаропроизводитель", ради которого затеян закон, ни разу не упоминается, исключение - статья 3, где впервые таковым признается личное подсобное хозяйство (ну наконец-то!). Но тут же просветление компенсируется еще большей невнятицей: к сельскохозяйственным товаропроизводителям, например, отнесены сельскохозяйственные потребительские кооперативы, включая кредитные. Всем понятно, что последние сельхозпродукцию не производят, но попав в список сельскохозяйственных товаропроизводителей, вправе рассчитывать на государственную поддержку.

В суд хода нет

У читателя, вероятно, пока сохраняется надежда, что в оставшихся четырех статьях федерального закона (с 11-й по 14-ю) как раз о регулировании отношений сельскохозяйственного товаропроизводителя и органов власти речь и идет. Идет, но давайте вникнем, что за речь.

В пункте первом 11-й статьи действительно упоминаются сельскохозяйственные товаропроизводители, декларируется их равный доступ к получению кредитов. В двух последующих пунктах говорится о праве предоставления субъектам РФ субсидий из федерального бюджета на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным сельскохозяйственными товаропроизводителями в российских банках или кредитных кооперативах. Пунктом 4 определено, что порядок предоставления субсидий субъектам РФ будет установлен правительством РФ.

В той же статье указано, что субсидии будут предоставляться на возмещение двух третей процентной ставки сельскохозяйственным организациям и 95 процентов процентной ставки личным подсобным и крестьянским хозяйствам по кредитам, полученным в российских банках и кредитных кооперативах. Однако право требовать компенсацию не возникает не только у сельскохозяйственных производителей, но даже у субъектов РФ. Закон написан так, что если дадут субсидии - благодари власти и Бога, если нет - в суд не пойдешь. О четких обязательствах государства перед сельскохозяйственными товаропроизводителями говорить не приходится. Все зависит от чиновников.

Статья 12 закона посвящена сельскохозяйственному страхованию. Это единственная статья закона, где допущен "прокол". В пункте 2 прямо указано: "Сельскохозяйственным товаропроизводителям за счет бюджетных средств предоставляются субсидии в размере пятидесяти процентов от уплаченной страховой премии (страховых взносов) по договору страхования". Не "до 50 процентов", как было раньше, а 50 процентов ровно. Кажется, что этот пункт свидетельствует о том, что у государства возникло обязательство выплатить субсидии, а у сельскохозяйственного товаропроизводителя - право требовать их.

Однако чтение пунктов 2 и 3 этой статьи рассеивает надежды. Субсидии будут предоставляться субъектам РФ, а порядок и условия их получения устанавливаться правительством РФ. Регулирование взаимоотношений опять выведено за пределы правового поля. И все же у сельхозпроизводителя остается хоть какая-то надежда, что он сможет получить свои 50 процентов, даже если начальники его недолюбливают.

Статья 13 закона гласит, что сельскохозяйственные товаропроизводители получают государственную поддержку на проведение мероприятий по повышению плодородия земель и их охране. Но ни размер компенсаций, ни перечень мероприятий, при осуществлении которых будут выдаваться компенсации, в законе не определены. Даже примерно оценить размер поддержки, а тем более на законной основе требовать ее сельхозпроизводитель не сможет.

Интервенции в тумане

Статья 14 закона посвящена регулированию рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. В ней даны определения закупочных и товарных интервенций (пункты 1-3). Идея достаточно проста и понятна: когда рыночные цены на сельскохозяйственную продукцию падают ниже заранее установленной минимальной цены, государство обязуется закупать или принять в залог ее по цене, не ниже минимальной, чтобы поддержать сельхозпроизводителей, а если цены превышают максимально установленный уровень, то государство обязуется продавать продукцию из своих запасов по цене не выше максимальной, чтобы защитить потребителей сельхозпродукции, сырья и продовольствия, то есть население и перерабатывающие предприятия.

В законе указан перечень видов продукции, по которым будут проводиться интервенции. Их всего пять: пшеница продовольственная и фуражная, ячмень фуражный, рожь, кукуруза. Правительству РФ дано право расширять этот перечень. А также поручено утверждать порядок определения минимальных цен для закупочных интервенций и максимальных цен для товарных.

Пункт 5 статьи обязывает органы власти опубликовать минимальные закупочные цены не позднее марта текущего года. Если цена на рынке, особенно в период уборки, упадет ниже установленной, сельхозпроизводителям не нужно торопиться с продажей своей продукции по бросовым ценам. Они могут продать продукцию или заложить в интервенционный фонд по цене не ниже минимальной или ждать, когда государство с помощью закупочных интервенций поднимет цену выше минимальной.

В отличие от действовавшего положения, когда при интервенциях зерно государству продавали посредники, купившие его у сельхозпроизводителей по дешевке, новый закон дает право участвовать в закупочных интервенциях исключительно сельскохозяйственным производителям. Только они имеют право продажи или залога продукции собственного производства.

По товарным интервенциям закон менее ясен. Кто и когда будет устанавливать максимальные цены, не определено. Более того, в пункте 3 статьи 14 написано, что товарные интервенции начинаются тогда, когда рыночные цены на сельскохозяйственную продукцию поднимаются выше максимальных, а в пункте 7 этой же статьи сказано, что порядок и условия реализации продукции, приобретенной во время закупочных интервенций, определяет правительство РФ.

Не вызывает сомнения, что статья 14 закона частично улучшит ситуацию с закупочными и товарными интервенциями. Однако вряд ли можно утверждать, что взаимоотношения органов власти и сельскохозяйственных товаропроизводителей и здесь введены в правовое поле.

Во-первых, у государства не возникло обязательство купить или принять в залог предъявленное сельскохозяйственными товаропроизводителями зерно в период, когда цены на него ниже минимальных, а у сельхозпроизводителя не возникло право продать государству или заложить свое зерно в указанный период. А если нет обоюдных гарантий, то стабилизация цен, как предполагает пункт 1 статьи 14, достигнута не будет. У кого-то зерно примут, а кому-то откажут в закупках и залоге.

В итоге получается, что Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства" в гораздо большей мере посвящен регулированию взаимодействий органов власти между собой, чем регулированию их отношений с сельскохозяйственными товаропроизводителями.