13.02.2007 00:20
    Поделиться

    Воронежцы обсуждают проект главного градостроительного документа

    Народная экспертиза

    В Доме архитектора работает экспозиция проекта генерального плана, который может прийти и изучить любой желающий. Может даже получить консультацию специалиста, который здесь неотлучно дежурит, а также сделать запись в специальной книге замечаний и предложений. Поток посетителей растет. Людей главным образом интересует район, где они проживают: появится ли здесь зеленый парк, не будут ли сносить частный сектор и тому подобное. Например, молодую пару, которую корреспондент "РГ" застал за изучением южной части Воронежа, интересовал вопрос, попало ли их садовое товарищество, где они недавно приобрели участок, в черту города, и не будут ли этот район в ближайшие годы газифицировать.

    На прошлой неделе проект генплана появился в продаже в печатном виде – тираж в две тысячи экземпляров разошелся довольно быстро. Объемная 170-страничная тетрадка в картах, схемах, цифрах рассказывает о настоящем, прошлом и, главное, будущем Воронежа. Здесь нет только двух карт: объектов, подведомственных МЧС (разного рода опасные производства) и схем городского водоснабжения – эти сведения относятся к разряду совершенно секретных.

    Публичные слушания запланированы на 7 марта. В целом, по словам главного архитектора Воронежа Анатолия Бородецкого, будет организовано не менее девяти общественных обсуждений генплана, в том числе в каждом районе города. Все претензии, пожелания и замечаний горожан, собранные в течение месяца, будет изучать специальная комиссия, после чего генплан доработают и предложат на утверждение городской думы. Кстати, для Воронежа – это первый полноценный опыт "всенародной" экспертизы поистине судьбоносного документа.

    Предполагается, что в конце года главный градостроительный закон мегаполиса будет принят, и тогда Воронеж войдет в десятку российских городов, живущих по современному генплану.

    Не все по плану

    Нынешний генеральный план оказался не только самым дорогостоящим документом в новейшей истории Воронежа, но и самым долгожданным. Дело в том, что действие старого плана закончилось еще в середине 90-х годов прошлого века. С тех пор воронежское градостроительство творилось стихийно – при отсутствии каких бы то ни было стратегий развития.

    Впрочем, как выясняется, старый генплан, рассчитанный на 1970–1995 годы, был выполнен далеко не полностью. Например, вопреки документу, строительство велось преимущественно на свободных площадях, а реконструируемую территорию застроили примерно на половину от запланированного. Это как раз понятно: снос и реконструкция – дело весьма затратное.

    Также остались нереализованными основные идеи относительно озеленения. "Норматив озелененности" предполагалось довести до 20 квадратных метров на человека, а сегодня пришли к тому, что на одного горожанина, по данным экологов, приходится около трех квадратных метров зеленых насаждений. Как признаются сами разработчики нового генплана, городские власти как-то не привыкли "возделывать" зеленую зону, поэтому ее с каждым днем становится все меньше: под коммерческие нужды уходят целые скверы…

    На днях, к примеру, под топор пустили еще один – недалеко от здания технического университета. За этот "островок" зелени местные жители боролись два года, однако ни народное сопротивление, ни даже оперативное вмешательство экологов не остановило хозяев модного спортивного клуба.

    Генеральная линия

    Основное отличие старого генплана от нового в том, что первый базировался на социалистическом директивном стиле хозяйствования, а во втором – "заглавная" роль отводится координирующей, регулирующей и ограничительной функции. При разработке нынешнего градостроительного документа учитывалось два главных посыла: в Воронеже должна быть создана комфортная (с точки зрения жилья, транспорта, экологии) среда для обитания горожан, а также все условия для экономического развития территории, в частности, для привлечения инвесторов.
    В проекте город четко поделен на зоны: спальные районы, деловой центр, зона досуга и отдыха, культурного наследия – ни в одной из них, кстати, не должны находиться вредные для окружающей среды промышленные предприятия. В связи с чем несколько производств – мыловаренное, мясоперерабатывающее, винное и другие – планируется перенести из центра в "промышленный округ".

    Освоение новых площадок и разрастание города вширь – отнюдь не главное в генплане. Упор делается на развитие территории с ветхим жилфондом и с малоценным, по терминологии специалистов, частным сектором, которого до сих пор много даже в центральной части города. Таким образом, согласно проекту, жилой Воронеж образца 2020 года не станет городом небоскребов, а сохранит свой "европейский" облик. Большая часть – 64 процента – домов будут шести-девятиэтажными, 25 процентов – трех-четырехэтажными, и только 10-ю часть жилфонда составят шестнадцатиэтажки. И еще: новый градостроительный документ недвусмысленно дает понять, что время, когда в одном доме сосуществуют представители разных социальных групп, уходит в прошлое: "Среда жизнедеятельности богатых сограждан обусловлена размерами их капитала. Под такую застройку отводится территория высокой градостроительной ценности". И это уже не новость: воронежский "глянец" пестрит рекламными объявлениями о суперкомфортном жилье, качество (читай – цена) которого гарантирует "социальную однородность".

    Малоимущим также гарантируют некий минимум: каждому члену семьи – комнату метражом, согласно установленным нормативам, в зонах уплотненной застройки со всей необходимой инфраструктурой – детсадами, школами и поликлиниками. Кстати, учитывая то, что согласно прогнозам, население Воронежа, к 2020 году вырастет незначительно (с 950 тысяч до чуть больше миллиона), уровень обеспеченности горожан жильем обещают увеличить с нынешних 21,4 до 30 квадратных метров на человека.

    В транспортной составляющей генплана упор делается на то, чтобы разгрузить исторический центр от транзитного машинопотока, для чего в проекте предусмотрено строительство разного рода колец, полуколец и улиц, дублирующих загруженные магистрали. Что должно отчасти решить проблему "пробок".

    Метро (давняя мечта воронежцев) в городе все-таки появится, но не классическое, а так называемое легкое наземное (что-то типа скоростного трамвая), которое свяжет противоположные части города. Популярный в народе – и самый экологически чистый – электротранспорт сохранится, хотя сегодня на фоне распродажи трамвайно-троллейбусных депо и крайне изношенного парка машин, в это верится с большим трудом. Тем не менее, воронежцам обещают, что количество троллейбусных маршрутов увеличится в два раза, зато трамвайные пути, которые зачастую мешают основному транспортному потоку, укоротят с 40 до 30 километров.

    Комментарий

    Александр Цапин, вице-губернатор Воронежской области:

    – Если раньше в генплан закладывалось собственно планировочная структура, то сегодня главное – экономическое развитие территории и экология. И уже исходя из этого разрабатываются разного рода коммуникационные схемы. Генплан – документ во всех отношениях деликатный, и над ним еще предстоит поспорить специалистам. Необходимо и горожан "всколыхнуть", чтобы они не остались в стороне от обсуждения вопроса, каким городу быть в ближайшие десятилетия. К сожалению, за то время пока город жил без генплана, наломали немало дров. Ну как можно на месте, где по всем правилам должна быть транспортная развязка, возводить временное сооружение, а потом присваивать ему статус капитального? Или еще распространенная практика: когда офисные или жилые здания "сажают" на зеленых пятачках. Скоро по этой причине места для клумб совсем не останется. А ведь было время, когда в столице Черноземья мы сажали почти миллион роз (по одной на каждого жителя), теперь роз в Воронеже почти нет. У нас и так зеленых насаждений на одного жителя меньше чем в среднем по России. Ведь не зря главный архитектор Воронежа Троицкий, которому пришлось восстанавливать город после войны, определил градостроительную концепцию его развития как "лучевую", а сегодня эти лучевые направления "забили" разными строениями, в результате получили тупики. Нынешним градостроителям незачем что-то выдумать: надо использовать опыт талантливых архитекторов прошлого, которые жили в Воронеже и по-настоящему радели о нем. Этот опыт надо лишь подтвердить новыми веяниями и технологиями.

    Владимир Верзилин, руководитель воронежского управления ГИБДД:

    – Генплан запоздал лет на 10. Последние годы город застраивался хаотично и сейчас действительно стоит задаться вопросом, как развивать транспортную сеть, дорожную инфраструктуру?
    Основная дорожная сеть Воронежа строилась в 1940–1950 годы – тогда нормативы выдерживались очень четко: 60 автомобилей на тысячу жителей, основная нагрузка по перевозке людей ложилась на общественный транспорт. Сегодня количество автомобилей выросло – улицы перегружены раз в пять. Магистрали, как правило, невозможно расширить – необходимо искать альтернативу. Но на поверку оказывается, что и альтернативы особой нет: на тех местах, где по всем правилам должна быть транспортная развязка, построили отдельные здания и даже целые жилые комплексы. А теперь необходимо тратить в несколько раз больше средств на строительство надземных или подземных развязок. Но в любом случае нам придется работать с тем, что имеем. Мы внесли свои коррективы в проект генплана – главное, чтобы он потом строго выполнялся.

    Кстати

    По заказу "РГ" компания "Контент" провела среди горожан опрос на тему, примут ли они участие в обсуждении генплана Воронежа. Почти половина – 45 процентов – опрошенных заявили, что они не видят смысла в своем участии, поскольку не являются специалистами в проектировании. Почти 19 процентов респондентов обязательно поучаствовали бы в обсуждении, если бы были уверены, что их мнение будет учтено (как можно понять, уровень доверия населения к местной власти оставляет желать большего). Десятая часть опрошенных охотно изучили и обсудили бы проект, но у них нет на это времени. И только пять процентов опрошенных заявили, что обязательно примут участие в обсуждении, поскольку им не безразлично, каким будет родной город. Пятая часть респондентов затруднилась ответить на вопрос.

    Поделиться