01.02.2007 03:55
    Поделиться

    Кому выгодно членство в ЕС

    Большие деньги порождают иждивенческие интересы

    Многие страны, граничащие с объединенной Европой, такие как Украина, Молдавия и Балканские государства, разочарованы позицией еврочиновников, не желающих принимать новичков в клуб избранных западных стран. Обиду тех, кто остался за пределами ЕС, можно понять. Им не суждено будет в ближайшие годы в полной мере воспользоваться открытыми европейскими рынками, насладиться безвизовым режимом, получить огромные дотации на развитие инфраструктуры, сельского хозяйства и промышленности.

    Однако все эти выгоды от членства в ЕС настолько ослепили желающих войти в объединенную Европу, что они не видят тех недостатков и ограничений, с которыми новым членам Евросоюза приходится сталкиваться. Например, странам - новичкам ЕС пришлось существенно поменять свое законодательство, чтобы оно соответствовало европейским стандартам. Банковскую систему за счет бюджетных средств им пришлось сильно перестраивать, чтобы она могла работать на единой валюте - евро. Не всем государствам это удалось сделать в полной мере, и они так и не перешли на евро. Это касается прежде всего прибалтийских государств. Членство в ЕС нанесло сильный удар по сельскому хозяйству северных стран (Финляндии, Швеции и Дании), а также стран Балтии. В одной только Эстонии за три года членства в ЕС занятость в сельском хозяйстве сократилась почти в пять раз, доля сельского хозяйства в ВВП уменьшилась более чем в пять раз. Европособия и евроблага не компенсировали нанесенного ущерба. Парадокс в том, что, вступив в ЕС, Эстония никогда больше не сможет прокормить себя сама. Европлан позволяет Таллину производить лишь половину от необходимого, а другую половину он обязан импортировать.

    В Финляндии европейские чиновники потребовали значительно сократить объемы производства молока. Финским фермерам пришлось пустить под нож тысячи коров. Мелкие хозяйства разорились. Другие находятся на грани разорения, поскольку их продукция не соответствует в полной мере европейским стандартам.

    Что касается стран старой Европы - Германии, Италии, Франции, Англии и стран Бенилюкса, - то они за счет своих государственных денег помогли поднять экономику Испании, Португалии и Ирландии. Благодаря деньгам ЕС эти страны побороли безработицу. В настоящее время страны третьего расширения ЕС - Польша, Чехия и Прибалтика - получают большие дотации из Евросоюза. При этом жители старой Европы недовольны тем, что их государства перекачивают огромные деньги на развитие Восточной Европы. Однако обычные жители Восточной Европы не ощутили на себе последствий экономического роста. Переход на евро вызвал резкий рост цен. При этом зарплаты остались на прежнем уровне.

    "Сейчас грандиозный проект ЕС - Балканы. Восточные балканские страны - Болгария и Румыния - вступили в Евросоюз. На пороге вступления находятся страны западных Балкан - Хорватия, Сербия и Македония. Болгария и Румыния уже начали получать от ЕС экономическую помощь. При этом страны старой Европы несут на себе тяжелое экономическое бремя. Они не получают таких больших дотаций, которыми наслаждаются карликовые европейские государства", - отмечает эксперт Германского совета по внешней политике Александр Рар.

    Как здесь не вспомнить о позиции благополучных Швейцарии и Норвегии, которые часто заявляют, что им не выгодно быть членами ЕС и кормить при этом других?!

    Например, таких как Польша. Эта страна живет в евросоюзных условиях, достигая больших экономических успехов - даже лучших, чем ожидалось. До вступления в ЕС Польша передала в Брюссель в форме взносов 1,257 миллиарда евро, а взамен уже в первый год членства в Евросоюзе получила двукратно большее, то есть 2,562 миллиарда евро. Таким образом, она стала - наряду с Испанией, Грецией и Португалией - одним из наибольших получателей средств из евросоюзного бюджета.

    Перед Брюсселем сейчас встала серьезная проблема. Отсутствие жесткого контроля над использованием выделяемых ЕС денег часто провоцирует коррупцию и нецелевое использование ресурсов. Конечными получателями помощи во многих случаях оказывались богатые предприниматели и политики в бедных регионах. Такой феномен распространен на юге Италии и в Восточной Европе. Кроме того, экономическая помощь Брюсселя в большинстве случаев в течение последних 20 лет стимулировала государственные субсидии деградирующим и неэффективным предприятиям Восточной Европы и задерживала их реконструкцию. Деньги ЕС приводили к иждивенческому поведению стран-новичков, препятствуя таким образом принятию политических решений, направленных на повышение эффективности экономики государств.

    Однако это не самое страшное, с чем сейчас сталкивается Евросоюз. "Европейские энергоресурсы подходят к концу. Через пятнадцать лет в ЕС прекратится добыча нефти и газа. Поэтому ЕС сейчас судорожно ищет возможности выхода из будущего энергетического кризиса", - заявил А. Рар. Он, в частности, отметил, что Евросоюз всеми силами пытается либерализовать энергетический рынок: "Европа боится крупных энергетических компаний и не пускает их на свой рынок, тем самым отказываясь от своей идеи свободного рынка. Она стремится сотрудничать с многочисленными маленькими компаниями, которые обеспечили бы ей стабильные поставки нефти и газа на рыночных условиях".

    "Энергетическая хартия - пример того, как Европа пытается обеспечить свою энергетическую безопасность. ЕС хочет заставить производителей энергии, таких как Россия, предоставить в общее пользование свои энергетические сети. Чтобы иметь возможность свободно перегонять, например, азербайджанскую нефть по российским трубам на свои рынки. При этом Москва теряла бы контроль над своими энергосетями. Но Россия на это не идет. Это злит Европу. Она чувствует свою беспомощность и незащищенность в таком важном вопросе, как энергетическая безопасность", - подчеркнул немецкий эксперт.

    Энергетический вопрос становится одним из самых главных для ЕС. Если будут перебои поставок нефти и газа, то страны - члены ЕС должны будут спасать друг друга. Как это будет выглядеть на деле, пока трудно представить. Выход из назревающего кризиса трудно найти, так как в ЕС не существует отлаженного механизма принятия решений. Конституция Евросоюза так и не принята. В ЕС состоит 27 стран. Они с трудом договариваются даже по самым простым вопросам.

    Европейские аналитики убеждены: Евросоюз станет действительно мощным блоком только тогда, когда создаст свое собственное правительство и даст больше власти Брюсселю. Однако против этого выступают новые члены ЕС, которые хотят сначала получить все выгоды от членства в ЕС для своих национальных экономик. Глобальные проблемы, от которых зависит будущее Евросоюза, их не волнуют. В итоге Брюссель приходит к пониманию: каждое новое расширение вредит укреплению ЕС и не дает ему превратиться в супердержаву.

    Поделиться