30.01.2007 02:30
    Поделиться

    "Молодые" деньги пьянят, как молодое вино

    Взрослея, отечественная олигархия становится респектабельней

    Действительно, роскошный образ жизни наших состоятельных людей стал притчей во языцех. Почему они ведут себя так? Что и кому хотят доказать? И все ли они такие? Сегодня мы продолжаем исследовать тему нового русского богатства.

    Социологи, исследующие поведение новой российской элиты, утверждают, что ситуация на самом деле не так плоха, как кажется.

    - Все дело в "возрасте" денег, - говорит руководитель Центра изучения элиты Института социологии РАН Ольга Крыштановская. - Молодые деньги, как молодое вино, пьянят. У людей возникает эйфория от того, что они внезапно разбогатели. Им хочется всем про это рассказать. В социальной психологии это называется демонстративное поведение. По мере того как возраст нашей буржуазии возрастает, она становится более респектабельной. По сравнению с 1990-ми сейчас все стараются быть воспитанными, правильно одеваться, ходить в правильные места. Исключения есть, но их явное меньшинство.

    Крыштановская выдвигает неожиданный тезис: "новые русские" из анекдотов 90-х годов, ставшие символом неограниченного богатства, на самом деле не отражали реального положения вещей в мире больших денег. "В этих анекдотах речь идет о среднем и даже мелком бизнесе, - говорит социолог. - А крупный бизнес у нас почти с самого начала был респектабельным из-за своего происхождения, связанного со старой советской номенклатурой или комсомолом. Почти все, кого мы называли олигархами, были комсомольской порослью. А это все люди достаточно образованные, имеющие очень тесные контакты с властью и совершенно непохожие на анекдотичных "новых русских".

    Тем не менее, судя по светским репортажам, безумную роскошь выставляют напоказ и сегодня. Кто это делает? По мнению Крыштановской, это либо те, кто нажил состояние совсем недавно, либо дети разбогатевших людей, то есть второе поколение буржуазии, которого раньше у нас просто не было. К этому добавляется некоторое количество людей, которые просто по своему характеру склоны к разгулу. "Но русские здесь неспецифичны, - отмечает социолог. - И на Западе в элите есть процентов пять людей, которые пускаются во все тяжкие, именно когда у них в руках большая власть и большие деньги". Этот процент, утверждает Крыштановская, будет существовать всегда, но в основном состоятельные люди в России будут становиться все более цивилизованными. Будет уменьшаться процент "разгула" и среди недавно разбогатевших людей, потому что у них уже будут образцы, заданные предыдущим поколением.

    "Самое главное сегодня - это то, что у богатых нет образцов поведения, - солидарна с коллегой и ведущий научный сотрудник Института социологии РАН Алла Чирикова, изучающая региональные элиты. - Некоторые берут образцы поведения из дореволюционной жизни, некоторые - с Запада, некоторые - из того, что они видят в ближайшем окружении, некоторые формируют их сами, и тогда границами становится их культурный уровень. Чем ниже культурный уровень, тем выше стремление показать свое богатство". Чирикова также отмечает, что наибольшая демонстрация богатства была характерна для 1990-х годов, "когда оно только свалилось". Не было культуры траты денег, зато было желание осознать себя как богатого человека. Сейчас такой способ самоутверждения по большей части уже неактуален, а культура траты денег постепенно формируется. "Чем дольше будет в России существовать богатство, тем лучше богатые люди научатся его контролировать. Это вопрос времени и опыта", - уверена Чирикова. А то богатство "напоказ", которое существует сейчас, определяется опять-таки уровнем образования и отсутствием близкого окружения из небогатых людей. "Разгульные" люди - это не те, у кого много денег, а те, которые поменяли свое окружение и стремятся любыми средствами утвердиться в своем богатстве. Но таких людей не так много, от силы 10-20 процентов", - говорит Чирикова.

    Она также указывает на разное отношение к собственному богатству у "новых" бизнесменов и "старых", которых еще называют "красными директорами". "Необязательно богатство сопровождается качественными изменениями образа жизни, жилья или одежды, которую они носят, - говорит она. - "Старый бизнес" сохраняет привычный для себя образ жизни, потому что не всегда считает нужным тратить большие деньги на обслуживание себя. Скорее можно говорить о том, что этими солидными деньгами пользуется семья, а сам человек, который их зарабатывает, остается в своих привычных схемах поведения, потому что ценности, которые человек разделяет, образ жизни - это более инерционная вещь, чем принято считать. Новый бизнес гораздо более чуток к тем достижениям, которые дают деньги. Именно он демонстрирует ориентацию на элитарное потребительское поведение. Но в региональном масштабе это все гораздо скромнее, потому что региональное сообщество не приемлет таких вычурных символов богатства". Впрочем, исследователь не исключает, что за границей эти люди могут вести себя гораздо более свободно.

    Один из ключевых моментов при разговоре о богатстве: готовы ли люди, разбогатев, помогать другим? "Помогают практически все, - говорит Чирикова. - Они вынуждены это делать, когда живут в бедном окружении. Они таким образом пытаются как-то себя обезопасить от социального окружения, которое достаточно агрессивно настроено по отношению к богатству. И потом, нельзя недооценивать моральную мотивацию бизнеса. Она присутствует, несмотря на все разговоры о том, что они жадные или бездушные. Но тут работают разные нормы для близкого окружения и для далекого. Если у них есть близкое окружение, то они ведут себя в нем как вполне моральные субъекты. Они могут помогать тем, с кем они учились, кто вызывает у них сочувствие, кто влияет на эмоциональную составляющую их жизни. Как только мы уходим на более дальние круги взаимодействия, то здесь можем уже не встретить такой теплоты и сопереживания. Именно поэтому их благотворительная помощь очень сильно персонализирована и связана с прошлым опытом. Например, если богатый человек когда-то был спортсменом, то велика вероятность того, что он будет помогать спортсменам. Если мы возьмем еще более далекое окружение, например социальные программы для населения, то чаще всего это результат или имиджевой политики, или желания закрепить бренд своей компании. Отличительной чертой российской благотворительности является то, что чаще всего ее оказывают компании, а не лично бизнесмены. Это нельзя признать конструктивной стратегией, потому что при такой благотворительной поддержке обделенными оказываются работники компаний: эти деньги можно было бы потратить на внутрикорпоративную политику". Чирикова отмечает, что многие бизнесмены жертвуют деньги церкви. Кто-то из них действительно верит в Бога, а кто-то - скорее в судьбу и своими пожертвованиями стремится ее "задобрить". Свою помощь эти люди иронично называют "взяткой Богу".

    МНЕНИЯ

    Божена Рынска,

    СВЕТСКИЙ ОБОЗРЕВАТЕЛЬ:

    - "Разгульные люди" - это меньшая часть, процентов 10, просто их видно. Есть огромная прослойка богатых, чьих фамилий вы даже не знаете и не представляете, как чудовищно богаты эти люди. Но они считают, что деньги любят тишину. Особенно в России. Это не соображения высокой морали, это соображения собственной безопасности. Но правда и то, что сейчас деньги перестали появляться "из воздуха", их стало труднее зарабатывать. Поэтому стало меньше безумных трат, появилось больше уважения к деньгам. Но и богатых людей стало больше, многие за это время успели заработать. Эти люди как раз из тех, кто любит тишину. Почему кто-то все равно ведет себя разгульно? Нет каких-то особых причин, просто люди ведут себя так, как им нравится.

    На Западе есть очень скромные люди, с идейной платформой ограничивать себя, но зачем тогда вообще зарабатывать деньги, если во всем себя ограничивать? В Америке гораздо больше частных самолетов или яхт, чем у нас. Если наши люди в основном берут большие лодки напрокат, то там огромное количество яхт в собственности, просто они зарегистрированы не в Америке, а в каком-нибудь офшоре. И наши берут их напрокат как раз у американцев. В Америке гораздо больше миллионеров, чем у нас, и ведут они себя совершенно так же, просто мы этого не видим.

    Геннадий Алференко,

    ЧЛЕН СОВЕТА ДИРЕКТОРОВ

    STANDARD BANK:

    - Когда происходит неожиданно быстрое и несправедливое обогащение одного слоя, в то время как 95 процентов населения продолжает жить совсем по-другому, конечно, череп может треснуть от новых возможностей. И поскольку нет внутренней культуры, мы наблюдаем тяжелые следы "нуворишского" стиля. Но это не страшно, этим нужно "переболеть". Это не нравственная категория, осуждение тут ни к чему не приведет. Это вопрос времени. Русские в этом смысле не отличились - так было в арабском мире и в Европе, и в Америке. В Америке до сих пор различают "старые" и "новые" деньги. Старые деньги - это те, которые очистились поколениями от несправедливого начала. Сколько должно пройти поколений? Минимум три. Уже сейчас формируется слой людей, у которых другие ценности, которые минимум 10 процентов от заработанного жертвуют на церковь, культуру, образование. Плюс концепция социальной ответственности бизнеса, которой придерживаются многие компании. Так что точки роста нового стиля жизни видны, но он пока не доминирует.

    Поделиться