26.12.2006 04:00
    Поделиться

    Станочный парк ждет нового расцвета

    Трезвое понимание необходимости промышленной безопасности и обороноспособности страны развернуло власть к изучению происшедшего феномена. Еще в сентябре прошлого года заместитель председателя правительства Александр Жуков одобрил план мероприятий на 2005-2006 годы по реализации основных направлений развития машиностроения. Но уже в мае 2006-го на парламентских слушаниях в Госдуме "О законодательном обеспечении технического перевооружения отраслей машиностроения в Российской Федерации" отмечалось, что план этот "осуществляется с отставанием от намеченных сроков".

    Диагноз подтвердили на прошлой неделе в ходе "круглого стола", проведенного в Торгово-промышленной палате России. Мы оказались в ситуации, когда знаем, что делать, зачем и из чего, но не располагаем чем и кому это делать. Импорт металлообрабатывающего оборудования не решил и не решит российских проблем хотя бы потому, что ряд станков в странах-экспортерах признан продукцией "двойного назначения". Это значит, что промышленная безопасность и обороноспособность страны могут реально зависеть от расположения духа зарубежного "дяди".

    В ходе состоявшихся обсуждений отмечалось, что в нынешнем состоянии предприятия российского машиностроения могут осуществлять производство высокотехнологичной конкурентоспособной продукции только для сравнительно узких сегментов рынка. По подавляющему большинству позиций доля России в мировом экспорте машин, оборудования и транспортных средств составляет десятые и сотые доли процента. Относительное исключение представляет энергетическое оборудование - около 2,5 процента. В целом из 45 позиций машинотехнической продукции, учитываемых внешнеторговой статистикой ООН, лишь по 5 позициям Россия имеет превышение экспорта над импортом, а по 40 позициям выступает как нетто-импортер.

    Средний возраст станков - более 30 лет. В большинстве случаев применяются технологии 60-70-х годов прошлого века. По структуре и прежде всего по наличию обрабатывающих центров и станков с числовым программным управлением (ЧПУ), доля которых в парке эксплуатируемого оборудования не превышает 5 процентов, состав оборудования соответствует техническому уровню середины 1980-х годов. Для сравнения: за рубежом доля используемого высокотехнологичного оборудования с ЧПУ приближается к 50 процентам, а для предприятий, производящих пресс-формы, штампы, литейные формы и другую технологическую оснастку, достигает 85 процентов.

    Многолетняя отстраненность государства от проблем с производством средств производства привела к тому, что выпуск станочного оборудования снизился по сравнению с дореформенным периодом в 10-12 раз, и тенденция сохраняется. Металлорежущих станков в 2005 году произведено 4795 штук (88,6 процента к уровню 2004 года). Выпуск инструментальной продукции за 15 лет снизился в 3,3 раза. Особенно резко сократился выпуск станков ЧПУ, обрабатывающих центров, специальных и агрегатных станков. В 2005 году в России станков с ЧПУ произведена 261 штука. Для сравнения: в развитых странах счет идет на тысячи: в Японии - 40, Германии - 20, Италии - 15, США - 12, Франции - 5, Англии - 4, Китае - 2, Испании - 1,5 тысячи единиц. Просторные корпуса многих российских станкозаводов превращены в торговые ряды, рынки, склады и т.п.

    В октябрьском докладе минпромэнерго об основных направлениях деятельности на 2007-2009 годы об отечественном станкостроении не сказано ни слова.

    По словам председателя совета директоров Российской ассоциации производителей станкоинструментальной продукции Николая Паничева, наличие в нашей стране одной из самых богатейших сырьевых баз технических алмазов позволило создать в СССР специализированную отрасль высокоэффективного алмазного инструмента, используемого в таких отраслях, как машиностроение, электротехническая и электронная промышленность, строительная индустрия, ВПК, нефтегазовый комплекс, геологоразведка и т.п. За последние три года на рынок Российской Федерации в больших объемах стали поступать алмазные инструменты из стран СНГ и дальнего зарубежья, организуются склады и дилерские формы. Это объясняется низкой таможенной пошлиной, а с Украиной, которая является основным поставщиком алмазного инструмента, отсутствием таможенной пошлины вообще. И это притом что Украина производит инструмент из алмазов, добытых в России. Это ведет к вымыванию нашей продукции с рынков России и к упадку отечественной алмазной отрасли.

    - Без алмазного инструмента невозможно изготовление высокоточных изделий, именно этот инструмент обеспечивает достижение критических технологий и относится к разряду стратегических, обеспечивающих национальную технологическую независимость при производстве суперсовременных изделий, - считает Николай Паничев, последний глава Минстанкопрома СССР.

    Участники "круглого стола" в ТПП РФ подсказали правительству первоочередные меры, в частности, ускорить разработку и внесение в Государственную Думу проекта федерального закона о внесении изменений в Налоговый кодекс (гл. 25), устанавливающий режимы ускоренной амортизации и преференций (премий), позволяющих амортизировать активную часть основных фондов в объеме, превышающем их балансовую стоимость; разработка предложений по стимулированию системы коммерческого лизинга технологического оборудования для перевооружения отраслей машиностроения, обеспечивающих благоприятные условия для частных капиталовложений в отраслевые коммерческие лизинговые организации; рассмотреть возможность предварительной 100-процентной оплаты из средств федерального бюджета поставок уникального импортного оборудования, необходимого для технического перевооружения предприятий машиностроения. При этом, разумеется, необходимы защитные таможенные пошлины на то, что можем сделать сами.

    При подготовке использованы данные МГТУ "Станкин". Стратегия развития станкоинструментальной промышленности России до 2015 года.

    График: Российское производство металлорежущих станков

    График: Динамика мирового производства механообрабатыващего оборудования

    Поделиться