23.12.2006 04:00
    Поделиться

    Парламентская комиссия по Беслану представила итоговый доклад

    Глава комиссии вице-спикер СФ Александр Торшин рассказал парламентариям о результатах расследования, постаравшись, по собственному признанию, "развеять все мифы и недомолвки", связанные с этой трагедией.

    Вечером в четверг доклад комиссии, занимающий 251 страницу (плюс еще почти 500 страниц приложений с пояснениями и фотографиями) был направлен президенту и в Госдуму. Таким образом, парламентарии завершили свое расследование раньше Генпрокуратуры, которая продлила срок следствия по делу о теракте в Беслане до января 2007 года.

    Парламентарии решили не дожидаться результатов очередной ситуационной экспертизы, при помощи которой следователи ГП рассчитывают еще раз проанализировать действия работавшего в Беслане Оперативного штаба. Не стали парламентарии ждать и окончания проверки фактов, изложенных в альтернативном докладе об обстоятельствах этого теракта, подготовленном депутатом Госдумы Юрием Савельевым. Напомним, что депутат Савельев, также работавший в Парламентской комиссии, утверждает, что взрыв в школе номер один города Беслан, спровоцировавший пожар в этом здании и его штурм, произошел в результате обстрела школы из гранатометов. Он напрямую обвиняет в этом обстреле силовиков, утверждая также, что по школе велась стрельба из танков и вертолетов в то время, когда в здании все еще находились заложники. Выступление Александра Торшина в Совете Федерации можно считать заочной дискуссией со всеми, кто склонен обвинять в бесланской трагедии лишь власть и спецслужбы.

    Глава Парламентской комиссии подробно, практически по минутам изложил хронологию событий в Беслане 1-3 сентября 2004 года. Главный вывод комиссии: взрывы в захваченной школе, приведшие к гибели сотен людей, произошли по вине террористов. "Один из членов банды террористов, в соответствии с заранее разработанным планом, привел в действие установленные в спортивном зале школы номер один самодельные взрывные устройства. Это ключевой эпизод в развитии тех событий. Комиссия, опираясь на многочисленные экспертизы и свидетельства, официально установила: причина взрыва - действия террористов. Несмотря на большое количество свидетельских показаний о том, что взрыв произвели именно боевики, имеются и противоположные показания. Вероятно, противоречивость этих свидетельств объясняется тяжелым, полуобморочным состоянием заложников", - рассказал Торшин.

    Мощные взрывы, которые уже во время штурма раздавались в школе, заложники приняли за обстрел из танковых орудий. Однако, как считает глава Парламентской комиссии, это были звуки выстрелов из гранатометов, использовавшихся террористами. "Стрельба из танков по школе 3-го сентября днем преподносится некоторыми как очевидный факт. В качестве основного доказательства тому говорится о показаниях свидетелей. При этом в ходе судебного процесса над террористом Кулаевым, задержанным в Беслане, показания дали 288 человек, но только восемь из них утверждают, что видели, как танки стреляли по школе днем 3-го сентября 2004 года. Показания этих восьми людей прямо противоречат друг другу. Танк Т-72 произвел по зданию школы семь выстрелов после девяти часов вечера. На тот момент в здании оставались только террористы", - сообщил Александр Торшин.

    По словам вице-спикера СФ, Парламентской комиссии удалось также установить, что в захвате школы принимали участие 32 террориста. Торшин сомневается в том, что террористов было гораздо больше и кому-то из них удалось сбежать. "Думать о том, что бесланцы, которые находились вокруг школы, могли дать кому-то из террористов сбежать, оскорбительно для жителей этого города. Посмотрите на факты: Кулаеву сбежать не удалось, еще двух человек избили только за то, что их в Беслане не знали. В городе внимательно следили за чужаками, "просочиться" и сбежать в таких условиях террористам было бы трудно", - считает Торшин. Он также уверен в том, что 32 человека вполне были способны сесть в грузовик ГАЗ-66. "Некоторым из боевиков пришлось сидеть на коленях друг у друга. Тут уж было не до комфорта, ничего не поделаешь - ехали на дело", - заявил Торшин.

    Говоря о работе Оперативного штаба и правоохранительных органов в дни теракта в Беслане, Торшин назвал ее "адекватной". По его мнению, основные ошибки силовики и власти допустили еще до совершения этого теракта. В числе этих ошибок он назвал слабость агентурной сети среди террористических организаций, плохую организацию охраны объектов, которые потенциально могут представлять интерес для террористов (тех же школ), неумение правильно оценивать информацию, поступающую уже во время теракта. Появление 1-го сентября 2004 года явно недостоверных сведений о том, что число заложников в школе не превышает 350 человек, Торшин объяснил занятостью сотрудников Оперативного штаба, у которых "руки не доходили" до того, чтобы перепроверить эту цифру.

    Александр Торшин убежден, что власть учла уроки Беслана. В принятом уже после бесланской трагедии законе "О противодействии терроризму" ясно расписаны порядок создания оперативных штабов, назначения их руководителей, полномочия сотрудников штабов. Инициировано создание постоянно действующего Национального антитеррористического комитета, который несет прямую ответственность за борьбу с терроризмом. "Теракт в Беслане мобилизовал те ресурсы государства, которые позволили переломить ситуацию в борьбе с терроризмом в лучшую сторону", - сообщил Торшин.

    "Вряди ли кто-то предполагает, что в расследовании трагедии в Беслане поставлена точка", - подвел своеобразный итог работе Парламентской комиссии экс-президент Республики Северная Осетия, а ныне сенатор Александр Дзасохов.

    Также вчера спикер Совета Федерации Сергей Миронов скептически отозвался о законопроекте, посвященном переезду Конституционного суда в Питер. "Если в таком варианте закон поступит в Совет Федерации, мы будем его отклонять, - предсказал Миронов, - я считаю ошибочной поправку, внесенную Госдумой, которая лишает Конституционный суд права проводить выездные заседания там, где сочтет необходимым сам Конституционный суд".

    Поделиться