24.11.2006 05:50
    Поделиться

    Михаил Фрадков: Минфин не справляется с налогами

    Ведомство Алексея Кудрина представило на рассмотрение правительства, по сути, непроработанный материал об администрировании налога на добавленную стоимость (НДС). Тем не менее аппарат правительства, оценив документ, допустил его к рассмотрению на заседании. Впрочем, сделано это было по понятным причинам. Налоговые новации необходимы в первую очередь для того, чтобы в финансовом плане на 2007 - 2009 годы, который Герман Греф должен представить с опережением в сроках, рассчитать доходную базу. Сейчас у главного экономиста есть веская причина, чтобы затянуть этот процесс в сроках, пеняя на неторопливость ведомства Кудрина.

    Видимо, поэтому премьер вчера и устроил публичную выволочку финансистам.

    "Минфин явно не дорабатывает в налоговой теме", - жестко заметил Фрадков. По его словам, предложение главы государства о создании Совета по налоговой политике при президенте свидетельствует о том, что правительство и, в частности, минфин сами с этой работой не справляются. "То, что президент предложил создать совет, действительно следствие наших недоработок, - заявил Фрадков. - Нам нужно сделать вывод, что плохо мы работаем и по аналитике, и по координации работ".

    На такое обвинение глава минфина Алексей Кудрин напомнил, что президент упрекнул правительство в том, что оно не может обеспечить стабильность налогового законодательства. "Минфин сейчас просто завален предложениями по изменениям законодательства в части отраслевых исключений - по отдельным операциям и видам деятельности. К сожалению, в последнее время позиция минфина все меньше учитывается при принятии подобных решений", - продолжал Кудрин. По словам министра, предложения о предоставлении налоговых льгот высокотехнологичным отраслям, авиапрому и некоторым другим видам деятельности обычно аргументируются их важностью и приоритетностью. Количество изъятий из действующего законодательства постоянно растет. "Мы, как правительство, являемся плохим фильтром", - констатировал главный финансист, заявив, что если впредь позиция минфина по данным вопросам будет учитываться больше, "у нас со стабильностью все будет в порядке".

    Дискуссию на тему замены НДС на налог с продаж премьер даже не дал открыть, заявив, что правительство считает нецелесообразным его замену. По его мнению, НДС служит гарантией бизнесу и государству "с точки зрения налоговой собираемости", кроме того, НДС остается эффективным инструментом получения доходов в бюджет и требует лишь усовершенствования. "Хотелось бы сосредоточиться на недостатках, которые связаны с администрированием налога на добавленную стоимость", - подчеркнул премьер-министр. Замминистра финансов Сергей Шаталов, представлявший доклад о налоговых новациях, констатировал, что налоговая политика, проводимая в последнее время, привела к "инвестиционному буму" в стране. В итоге рост инвестиций в 2006 году может превысить 15 процентов. Шаталов связывает это прежде всего с политикой в области возврата НДС экспортерам, отменой таможенных пошлин на технологическое оборудование. По данным замминистра, благодаря этому импорт технологического оборудования возрос уже на 48 процентов, а общий рост импорта - на 36 процентов. Наибольший объем возмещения НДС приходится сейчас на электроэнергетику, металлургическое производство. Всего в 2006 году общий объем возмещения НДС экспортерам возрастет, по предварительным данным, на 60 процентов. Среди мер администрирования НДС Шаталов назвал введение так называемого НДС-платежа, специальную регистрацию налогоплательщиков НДС и внедрение автоматизированной системы контроля за ввозом-вывозом товаров. Правда, при этом сроки возврата НДС не изменятся.

    - Вводится такая штуковина, как НДС-платеж, и так называемый клуб плательщиков НДС, - заметил первый вице-премьер Дмитрий Медведев. - Не получится ли так, что это закончится традиционными для нашей страны поборами?

    - Критерии отбора в "клуб" будут жесткими, - рассуждал Сергей Шаталов. - Объемы оборота, регистрация.

    - Но ведь угроза исключения из него будет присутствовать, - логично заметил Медведев. - Не создадим ли мы спецэкспортеров, которые будут платить за удержание в этом клубе?

    В общем, в итоге первый вице-премьер предложил создать Совет при президенте по налоговому законодательству, пояснив, что эта структура могла бы быть создана "по аналогии с Советом при президенте по гражданскому законодательству". А в состав Совета можно было бы ввести не только ученых, но и финансовых экспертов различных учреждений. "Нам нужно налоговое законодательство, которое будет стабильно работать в том числе в интересах плательщиков налогов", - отметил Медведев, добавив, что "президент идею поддержал".

    Шаталову идея, судя по всему, не понравилась, он посчитал, что ученые все же далеки от практики.

    - Не обязательно туда одних ученых вставлять, - настаивал первый вице-премьер.

    На помощь своему заместителю решил прийти Кудрин, предложив разъяснить позицию минфина.

    - У нас же нет полемики, - оборвал финансиста первый вице-премьер.

    Вообще опала главного финансиста вчера чувствовалась практически во всех вопросах, которые сыпались от его коллег.

    Министр природных ресурсов Юрий Трутнев все же решил прояснить, кто же и с каким объемом оборота может попасть в "клуб" налогоплательщиков и что будет с теми, чей объем оборота будет меньше определенного минфином: "Закон не будет работать? НДС им возмещать не надо будет?"

    Ответ Шаталова был несколько путанным, но в итоге выяснилось, что компании с оборотом, меньшим порогового значения, не обязаны будут платить НДС и соответственно не получат право на его возмещение. То есть попадут под режим, в котором работает малый бизнес.

    - То, что вы рассказываете, понятно налоговикам, УБЭПу? - поддел премьер. - Мне уже мало, что понятно, хотя я занимался налоговой полицией. Администрирование же должно быть простым и ясным.

    - Мы не просто фантазируем в минфине, - не удержался Шаталов.

    - Но вы даете субъективный коррупционный инструмент (в виде автоматизированной системы контроля) для того, чтобы любой работник налоговых органов мог организовать еще одну проверку, - явно злился Фрадков.

    Выяснилось, что и идея введения НДС-платежа с налоговиками не обсуждалась. Да тут еще и глава Центробанка, пожалуй, впервые за все время, которое он занимает этот пост, решил вдруг открыто пойти против ведомства Кудрина. По его словам, Центробанк наблюдает достаточно странные процессы с НДС. Игнатьев, по сути, попытался переложить все это на дырки в законодательстве и минфин. Однако министр финансов считает, что операции, о которых говорит Игнатьев, обладают признаками отмывания и легализации преступных доходов. "Легализация потому так и называется, что это внешне законная операция, но по определенным признакам видно, что за ней стоят преступники", - заметил он. Этими операциями должны заниматься ЦБ, Росфинмониторинг и МВД. "Минфин и ФНС готовы оказывать необходимую помощь этим структурам в выявлении подобных операций и подготовке законодательства, блокирующего их", - пояснил Кудрин, однако чтобы выявить их, необходимы специальные методы анализа, которыми владеют ЦБ и Росфинмониторинг.

    После часовой дискуссии правительство направило на доработку предложение министерства финансов.

    Кстати

    Вчера премьер-министр Михаил Фрадков поручил министерствам и ведомствам в ближайшие дни завершить формирование позиции правительства по проблемам энергообеспечения российской экономики с тем, чтобы рассмотреть эти вопросы на следующем заседании кабинета министров. Поручение дано в адрес минпромэнерго, минэкономразвития, минфина, Федеральной службы по тарифам, Федеральной антимонопольной службы. В течение ближайших нескольких дней необходимо завершить формирование согласованной позиции правительства. А уже в четверг глава правительства должен доложить президенту согласованные предложения. В первую очередь они коснутся решения проблемы снятия дефицита электроэнергии и нарастающего дефицита в газовом обеспечении. По сути, должна быть выработана система мер, которая позволит гибко реагировать на изменяющуюся мировую конъюнктуру по ценам и задействовать все инструменты, включая ценовой фактор, который существенно влияет на формирование спроса на газ.

    Поделиться