23.11.2006 00:10
    Поделиться

    Ивановцы не нашли своих домов в новом генплане города

    В советские годы, как известно, власти не особо интересовались мнением населения, планируя будущее городов – генеральные планы развития города утверждались республиканским  Совмином. Теперь это вправе сделать муниципалитет с обязательным общественным обсуждением проекта.

    В общей сложности от горожан поступило более 200 конкретных предложений. О мнениях по генплану независимых архитекторов и рядовых горожан мэр города Александр Фомин говорил без особой охоты.

    Изучив представленные схемы, первые сразу заметили, что новый генплан почти полностью повторяет в  базовых принципах предыдущий, принятый 20 лет назад. Ради чего, спрашивается, тогда городили огород? Жителей Иванова возмутило, что чиновники, пообещав обсудить с горожанами судьбу ивановского трамвая, сами взяли и исключили этот вид транспорта из планов развития вообще. Больше того – некоторые к своему ужасу и собственных домов на картах не увидели! За счет домов частного сектора, как пояснили чиновники,  будут расширяться основные транспортные магистрали. Но в отношении  порядка сноса, выкупной цены и прочих важных для людей вещей никто ничего пояснить не смог.

    Неясна и картина и с переносом промышленных предприятий из центра города. "РГ" уже рассказывала о намерении местных властей "переселить" с городских территорий производства. К таковым генплан отнес 8, включая такие крупные, как текстильные фабрики им. Балашова и "Фатекс", парашютный завод. Управление архитектуры даже уведомило об этом владельцев предприятий, хотя  генплан городскими депутатами еще не утвержден. Но на резонные вопросы промышленников  об альтернативных площадках, суммах компенсаций они ответа не получили. Вопросы собственности, использования земли при составлении важного перспективного документа вниманием обошли, как и в целом проблему финансовой целесообразности.

    Скажем, в число переносимых на окраину попал крошечный заводик безалкогольных напитков "Лимпопо". Он никому в том районе не мешает, собственной котельной нет, ядовитых стоков тоже. Да и находится на этом месте еще с 19 века. По новому плану на месте завода будет торгово – развлекательный центр.

    Такое же "перепрофилирование" ожидает, согласно генплану, и некоторые другие предприятия. До сих пор заводы и фабрики в Иванове превращались в магазины и боулинг–клубы в результате "непродуманной и поспешной", как ивановцев уверяли, приватизации. А теперь, получается, то же самое будет происходить по инициативе власти?

    Кстати, заявив о выносе упомянутых фабрик из центра, их промышленные зоны проектировщики оставили нетронутыми.

    – Как же в таком случае мы сможем вести на них непромышленное строительство? – недоумевают чиновники из департамента развития. – Чем привлечем инвесторов? Ведь тот, кто хоть однажды прошел процедуру перевода земель из одной категории в другую, повторно на нее вряд ли отважится.

    С одной стороны, к любому варианту градостроительного плана и у жителей, и у специалистов всегда найдутся вопросы. Но в Иванове многие считают: проект вызвал столько нареканий потому, что был заказан питерскому НИИ из-за цены (его специалисты взялись сделать проект подешевле). Получается, что в ущерб качеству? В результате, когда питерский институт представил в январе первый вариант генплана на рассмотрение областного правительства, специалисты там просто схватились за голову.

    Скажем, острейшую для города проблему транспортной перегруженности центра питерцы предложили решить за счет строительства многоуровневых развязок  на двух центральных площадях (Пушкина и Революции), хотя весь мир, как известно, из исторических центров транспорт выводит, а тем более – транзитный.

    В окончательном варианте, прошедшем обсуждение, эту идею сменили два обходных кольца – в объезд города и внутреннее, по территориям промышленных и коммунально–складских зон. Наконец – то проектировщики реабилитировали и малоэтажную частную застройку. Тем же частным застройщикам, дома которых попадают под снос, чиновники мэрии предлагают раньше времени не паниковать. По выражению главного архитектора города Александра Захарова, генплан – это  всего лишь "концепция, которая будет реализовываться по индивидуальному принципу". Его коллега из областного правительства, Василий Тонев, уже сейчас предлагает ежегодно закладывать в бюджет энную сумму на корректировку генплана. А из этого следует, что предложенный городу генплан – это не более чем условная перспектива. В каждом конкретном случае последнее слово все равно останется за местными чиновниками.

    Зачем в таком случае понадобилась спешка с его принятием? С будущего года без генерального плана любой город не сможет получать финансирование по федеральным программам. А с 2010-го  вообще  вести  какую – либо  строительную деятельность, как  это установлено новым Градостроительным кодексом. Документ принимается просто для того, "чтобы было"?

    Кстати, как сообщили корреспонденту "РГ", сэкономить на его разработке все равно не удалось. Из–за многочисленных  переделок  генплана итоговая стоимость услуг питерского НИИ намного превысила первоначально согласованную сумму.

    Поделиться