21.11.2006 04:07
    Поделиться

    В прокуратуре создаются подразделения по борьбе с продажными чиновниками

    Эту мысль Генпрокурор высказал в Госдуме в связи с тем, что в ближайшее время нашей стране предстоит внести ряд кардинальных изменений в законодательство. Россия присоединилась к двум антикоррупционным конвенциям - ООН и Евросоюза. Следующим логическим шагом должно стать принятие давно ожидаемого федерального закона о коррупции, в котором, судя по всему, и будет прописана надзорная и координирующая роль Генпрокуратуры.

    Речь в данном случае - не только об уголовной составляющей и контрольных функциях, которыми это ведомство в полной мере обладает и сейчас. Юрий Чайка намерен выступить с предложением об участии Генпрокуратуры в законопроектной деятельности правительства РФ.

    - Прокуратура, как орган, действующий на самом широком правовом поле, обладающий всей полнотой результатов правоприменительной практики, своими экспертными оценками законопроектов на их коррупционность может и должна внести серьезный вклад в качество готовящихся законов, - пояснил Юрий Чайка.

    Среди предложений, с которыми познакомил Генпрокурор, есть и такое: вернуть прокурорам право участвовать в гражданском и арбитражном процессах. Это позволит главному надзирающему органу страны эффективнее бороться с рейдерами и преднамеренными банкротствами. Не секрет, что криминальный захват чужой собственности происходит во многом благодаря неправомерным решениям, которые выносятся в судах.

    Еще одна кардинальная мера, предложенная Юрием Чайкой для борьбы с коррупцией в правоохранительной и судебной системах, - отмена 405-й статьи Уголовно-процессуального кодекса РФ. Она гласит, что при пересмотре судебного решения в порядке надзора поворот к худшему в отношении осужденных лиц недопустим. То есть подсудимый может договориться с судьей, чтобы тот вынес ему мягкий приговор, и исправить потом эту ситуацию становится невозможно.

    По мнению Юрия Чайки, эта статья потенциально коррупционна. Причем Конституционный суд РФ придерживается аналогичной точки зрения - он признал эту статью УПК не соответствующей Основному Закону.

    Это - стратегическая перспектива. А сейчас Чайка уже начал перестраивать свое ведомство под решение этой масштабной и трудной задачи. С лета нынешнего года в Генпрокуратуре произошли серьезные структурные и кадровые изменения. В составе Главного управления по надзору за исполнением федерального законодательства создан специальный отдел по борьбе с коррупцией. Такие же подразделения создаются и в прокуратурах всех субъектов Федерации.

    Серьезные изменения произошли и в надзорной сфере. В Генпрокуратуре сформирован специальный отдел по надзору за расследованием коррупционных преступлений.

    - Следующим шагом в этой работе будет выделение в качестве самостоятельного направления надзора за исполнением бюджетного законодательства, - поделился своими замыслами Юрий Чайка.

    Перестраивая прокуратуру под новые задачи, Юрий Чайка провел и серьезную чистку рядов. Причем это не дежурная кадровая ротация, которой, как правило, сопровождается смена первых лиц. Многие прокуроры, в том числе при высоких должностях, лишились своих постов. 17 человек уволены по дискредитирующим основаниям. Продолжаются перестановки и в регионах. Фактически Генпрокурор начал выстраивать собственную антикоррупционную систему. Именно поэтому в ведомстве появилась абсолютно новая структура - Главное организационно-инспекторское управление, которое занимается, если так можно выразиться, внутренним контролем. Сюда поступают все жалобы на прокурорских работников. И на них, что важно, реагируют.

    Десанты контролеров из нового главного управления уже высаживались в нескольких регионах. После такой проверки на Кубани появился новый прокурор.

    И это только начало. На Большой Дмитровке работают над новой редакцией закона о Генпрокуратуре, в котором предполагается прописать конкретные меры по противодействию коррупции в этой структуре. В частности, Юрий Чайка предлагает ввести новый порядок назначения на должности прокуроров и следователей, установить критерии по отбору кандидатов на эти должности, ввести целый ряд дополнительных ограничений и обязательную ротацию.

    Поделиться