09.11.2006 04:00
    Поделиться

    Госдума одобрила закон о защите интеллектуальной собственности

    Но прежде чем заняться обсуждением этого законопроекта, который называют еще"интеллектуальным кодексом", депутат Сергей Собко (КПРФ) предложил поручить думскому Комитету по безопасности разобраться, "какая умная голова" дала приказ ОМОНу перекрыть Тверскую улицу в Москве, выставив заслон шествию коммунистов. "Единоросс" Ильдар Габдрахманов тоже был возмущен тем, что происходило в Москве 7 ноября. И тоже обращался к думскому Комитету по безопасности, но с собственной оценкой событий. "Подобные мероприятия, когда они проводятся в рабочие дни и создают массу неудобств работающим гражданам и отдыхающим гражданам, недопустимы", - считает депутат. А по мнению вице-спикера Владимира Жириновского, нам надо вообще "благодарить милицию и ОМОН за то, что они не допускают у нас ни Бишкека, ни Будапешта". Жириновский напомнил коллегам, что как раз 7 ноября в Москву приехал Билл Гейтс. "Подумайте о будущем: за кем пойдет молодежь планеты? За Карлом Марксом или за Биллом Гейтсом?" - спросил лидер ЛДПР, и сам ответил: "За вторым. Человечество выбрало информацию, культуру, демократию, права человека".

    Про Билла Гейтса, "заработавшего свой огромный капитал своим трудом, своим интеллектом", депутаты то с завистью, то с одобрением вспоминали на вчерашнем пленарном заседании еще не раз и по ходу второго чтения законопроекта об интеллектуальной собственности. Как заявил председатель Комитета по гражданскому законодательству Павел Крашенинников, текст, после того как в него были внесены около четырехсот поправок (а всего поступило больше тысячи), стал четче. Он более соответствует международным договорам России и "более преемственным по сравнению с теми законами, которые были приняты в девяностых годах и которые действуют до сегодняшнего дня". Правда, из четвертой части ГК исключен целый параграф, посвященный доменным именам. Осталось только общее положение. Но, комментируя дискуссию по законопроекту, глава профильного комитета пообещал, что к этой теме депутаты еще вернутся, и право на защиту доменного имени в будущем будет восстановлено.

    Признав, что исправленный проект четвертой части интеллектуальной собственности стал лучше, депутаты тем не менее предъявили свои претензии к нему. Олегу Смолину (фракция КПРФ) показалось странным, что законопроект относит к объектам авторского права "географические, геологические и другие карты, планы и эскизы, а также пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам". "То есть если я изготовил карту России, то это только моя собственность, а другие россияне уже ни при чем. Если, например, кто-то первым изготовит карту поверхности Марса, то это, оказывается, будет только его собственность, остальное человечество ни при чем", - удивлялся Смолин.

    "Да, - подтверждал Крашенинников, - географические или другие карты - такой же объект интеллектуальной собственности, как и другие. И если вы сделаете оригинальную карту России, будете иметь на нее исключительные права. Но если перерисуете карту Генштаба - получится чистый плагиат". Но Смолину неверной казалась уже сама концепция некоторых положений законопроекта - "кто успел, тот и съел". По мнению депутата, концепция должна быть другой: "Если тот, кто использует результаты чужой интеллектуальной собственности, делает это в коммерческих целях, получает прибыль, то он,конечно, должен платить. Если же речь об использовании в личных целях, то тогда чем шире будет доступ к результатам чужого интеллектуального труда, тем быстрее будет наше движение вперед, а не в прямо противоположную сторону, в Африку, куда мы успешно движемся в последние годы".

    Думцам не нравилось, что в законопроекте предполагаются ограничения, из-за которых "книги и другие издания в электронном, цифровом виде" якобы могут быть доступны только в помещении библиотеки и больше нигде. Крашенинников всех успокоил, заверив депутатов в том, что граждане могут спокойно пользоваться электронными версиями книг в информационных, научных, учебных, культурных целях. Но если гражданин дома будет копировать цифровой экземпляр произведения и распространять его, он нарушит права правообладателя.

    Некоторые думцы предлагали исключить из законопроекта институт публикаторов, которые после публикации приобретают права на доходы от использования произведения. "Если учесть, что у нас еще вагон всякого рода архивных материалов", то по мере их рассекречивания первые, кто окажутся у "источника" и опубликуют эти материалы, "станут интеллектуальными миллионерами", предполагали депутаты. Но Крашенинников лишил их этой тайной надежды, сообщив, что положение не распространяется на произведения, находящиеся в государственных и муниципальных архивах.

    Члены комитета по культуре настаивали на том, чтобы не считать персонаж произведения самостоятельным объектом охраны авторским правом. Иначе, говорили они, "автор, описавший какое-либо выдуманное им лицо", может запретить художникам увидеть и изобразить героя по-своему. "Это может препятствовать свободному развитию творчества"."Персонажи у нас действительно очень часто играют ключевую роль, - соглашался Крашенинников, - иногда они настолько уникальны, что непонятно, как на них распространять авторское право, оно будет скукоженным". Но все-таки, по мнению Крашенинникова, персонаж - это объект авторского права. И он нуждается в защите. Но если артист или художник изобразили придуманный писателем персонаж, то тут уже действует комплексное авторское право. Нужно договариваться или решать споры через суд. "Это бывает сложно, - заметил Крашенинников, - естественно, воровать друг у друга интеллектуальную собственность, как вещи, было бы проще".

    Четвертая часть Гражданского кодекса вступит в силу 1 января 2008 года.

    Единогласно (432 "за") депутаты приняли также в третьем чтении поправки в закон об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

    Теперь страховые компании будут обязаны учитывать повышающие (при наличии аварий) или понижающие (при безаварийной езде) коэффициенты при заключении договоров ОСАГО, даже если произошла смена машины. "Страховая история" останется с автовладельцем. Он не сможет начать ее с "чистого листа" с новым автомобилем. Думцы уверены, что, изменяя закон об ОСАГО, они восстанавливают права аккуратных водителей, которые смогут ежегодно получать пятипроцентную скидку при оформлении страховки. И делают более безопасным дорожное движение. Поправки в закон об ОСАГО вступят в силу через 90 дней после официального опубликования закона.

    Дума вчера освободила от налога на доходы физических лиц средства материнского (семейного) капитала. Соответствующие поправки были приняты в Налоговый кодекс пока только в первом чтении.

    Поделиться