07.11.2006 06:00
    Поделиться

    Рынок взяток в России сопоставим с бюджетом страны

    Генпрокуратура начала новое наступление на коррумпированных чиновников

    Для предотвращения коррупции Генпрокуратура проводит масштабную проверку федеральных ведомств. Как рассказал "Российской газете" первый заместитель Генерального прокурора РФ Александр Буксман, рынок взяток в нашей стране сопоставим с федеральным бюджетом. Он пообещал чиновникам тотальный контроль.

    Первый заместитель Генпрокурора заявил, что громкое дело вокруг "Сахалина-2" - это только начало. Прокуратура будет жестоко спрашивать с компаний, губящих природу, и коррумпированных чиновников.

    Декларация против левых доходов

    Российская газета: Александр Эмануилович, Генеральная прокуратура закончила масштабную проверку 11 федеральных министерств и ведомств. Чем была спровоцирована акция и что нашли в чиновничьих кабинетах?

    Александр Буксман: В июле 2006 года Генеральный прокурор Юрий Чайка утвердил стратегию работы прокуратуры по противодействию коррупции.

    Это не просто очередной план, а принципиально новый подход к проблеме. Впервые речь идет не просто о выявлении преступлений и проверках, как чиновники выполняют закон о государственной и муниципальной службе. Нам предстояло четко определить причины, порождающие коррупцию, выявить пробелы в законодательстве.

    РГ: Но ведь Генпрокуратура лишена права законодательной инициативы...

    Буксман: Однако это не мешает нам анализировать ситуацию и делать предложения правительству.

    РГ: Каковы итоги проверки?

    Буксман: Мы столкнулись с массовым неуважением закона. В общей сложности органами прокуратуры было выявлено 47 тысяч нарушений законодательства о государственной и муниципальной службе. В результате одних уголовных дел, в которых фигурируют факты коррупции, возбуждено около 600, почти 2 тысячи 700 чиновников привлечены к дисциплинарной и административной ответственности. Я уже не говорю о других формах прокурорского реагирования.

    РГ: Какие конкретно нарушения вы обнаружили?

    Буксман: Самые разные. Кажется, мы давно должны были забыть, что такое фонды при государственных структурах, которые одаряют чиновников премиями, пособиями и другими благами. Но оказывается, такой фонд существовал при прошлом руководстве Федеральной таможенной службы, и учрежден он был дилерами, работающими на этом рынке. Не изжиты еще и факты оплаты зарубежных поездок таможенных чиновников за счет принимающей стороны, что категорически запрещено и может рассматриваться как завуалированная форма взятки.

    Сплошь и рядом ситуации, когда чиновники совмещают государственную или муниципальную службу с работой в коммерческих структурах или являются их учредителями. Яркий пример - начальник алтайского охотнадзора, который по совместительству был генеральным директором и акционером фирмы, занимавшейся организацией охоты. В отношении него возбуждено уголовное дело по статье "незаконное участие в предпринимательской деятельности". В Кемеровской области сорок с лишним должностных лиц из территориального управления Ростехнадзора по совместительству работали в поднадзорных организациях.

    РГ: То есть, что охраняли, то и имели?

    Буксман: Выходит, что так. И эти факты, к сожалению, не единичны. Во многих регионах чиновники чуть ли не в открытую совмещают государственную или муниципальную службу с коммерцией.

    Я уже не говорю о повсеместном невыполнении требования закона о подаче декларации о доходах. В Рособразовании, например, на момент проверки декларации не подали около 250 человек - это свыше 70 процентов служащих. Аналогичную картину, правда, в меньших масштабах мы наблюдали в Федеральной таможенной и налоговой службах, Росавиации, Ространснадзоре.

    РГ: И чем это грозит чиновникам?

    Буксман: Как минимум привлечением к дисциплинарной ответственности, но могут и уволить со службы.

    9 тысяч взяточников

    РГ: Считаете, что чиновники сильно держатся за свои места?

    Буксман: По крайней мере по закону назначения на государственные должности должны проводиться по конкурсу.

    Но дело даже не в этом. По некоторым экспертным оценкам, объем рынка коррупции в нашей стране сопоставим по доходам с федеральным бюджетом и оценивается в 240 с лишним миллиардов долларов. Размеры взяток доходят до такого уровня, что за год "средний" продажный чиновник может купить себе квартиру площадью в 200 метров. Не случайно президент в своем ежегодном послании Федеральному Собранию назвал коррупцию одним из самых серьезных препятствий на пути развития государства.

    РГ: То есть политическая воля, на которую у нас так любят ссылаться, для того, чтобы начать серьезную борьбу с этим явлением, есть. За чем же тогда дело стало?

    Буксман: За восемь месяцев нынешнего года правоохранительные органы выявили около 28 тысяч преступлений коррупционной направленности, причем в 9 тысячах случаев речь идет о взятках. Одно из таких дел сейчас расследуется в Краснодарском крае, где местный зам. начальника территориального управления Росимущества обвиняется в получении взятки в 410 тысяч долларов. В Свердловской области двое сотрудников службы судебных приставов прикарманили 700 тысяч рублей, которые они должны были взыскать по решению суда. В Брянской области руководитель межрайонной налоговой инспекции незаконно вернул коммерческой структуре налог на добавленную стоимость в размере 2,5 миллиона рублей. Можно предположить, сделал он это не просто так. В Калужской области осуждена целая группа налоговых инспекторов, вымогавших взятки с коммерсантов. Всего в ходе следствия было доказано больше 20 преступных эпизодов.

    В последнее время увеличилось количество уголовных дел коррупционной направленности в отношении глав администраций, руководителей министерств и ведомств регионального уровня. Хотя при этом должен признать, что в большинстве случаев на скамье подсудимых пока оказываются сотрудники низового звена.

    РГ: Чтобы прокуратура могла эффективно вести борьбу с коррупцией, она сама должна иметь как минимум иммунитет от этой заразы.

    Буксман: За последние два года к уголовной ответственности привлечены 16 сотрудников прокуратуры. Многие отправлены в отставку. В Генеральной прокуратуре создано Главное организационно-инспекторское управление, которое в том числе занимается и проверкой сигналов, поступающих на наших сотрудников. Так что мы своими кадрами занимаемся всерьез.

    За "Сахалином-2" пойдут другие

    РГ: Не так давно вся страна шумела по поводу резко взлетевших цен на жилье, что может поставить крест на национальной программе по строительству доступных квадратных метров. Прокуратура взялась даже выяснить, нет ли здесь сговора застройщиков? Ответа на этот вопрос мы так и не услышали.

    Буксман: Действительно, прокуратура проводит такую проверку совместно с другими правоохранительными структурами и Федеральной антимонопольной службой. Но она пока не закончена. Так что говорить о результатах рано.

    Что касается упомянутой вами программы, проведенная Генпрокуратурой проверка показала, что она выполняется не в полном объеме. Хотя в этом году на ее реализацию выделено больше 9 миллиардов рублей.

    РГ: В чем, если не секрет, проблема?

    Буксман: Какой-то одной причины, тормозящей проект, нет. Отчасти это связано с тем, что правительство не всегда своевременно издает необходимые нормативные акты. Есть в этом и вина Росстроя, который отвечает за реализацию программы и не может в должной мере обеспечить контроль за ее выполнением. В частности, мы столкнулись с фактами, когда одни и те же лица получали жилищные сертификаты по два-три раза. Более чем в 370 случаях сертификаты вообще были выданы незаконно. А это свыше 115,5 миллиона рублей.

    РГ: Чем вызван высокий интерес прокуратуры к природоохранной деятельности и почему столько внимания привлечено именно к проекту "Сахалин-2"? Не боитесь, что вас обвинят в попытке административного давления на бизнес?

    Буксман: О каком административном давлении вы говорите? Состояние экологической безопасности в нашей стране катастрофично. К сожалению, мы в свое время упустили этот вопрос из виду. Некоторые, в том числе очень крупные бизнес-структуры стали относиться к природе не просто потребительски, а варварски. И речь здесь идет не только о проекте "Сахалин-2". Просто этот пример у всех на слуху, поскольку масштабы ущерба, нанесенные окружающей среде в процессе его реализации, слишком уж большие. В последнее время прокуратура начала проводить тотальные проверки, исполнения законодательства о недропользовании, охране леса, экологической экспертизе, рыболовстве. Нарушений - море. Причем их допускают не только мелкие компании, но и такие гиганты, как "Газпром", "Роснефть", "ЛУКОЙЛ", "Сибнефть", которые вели работы без государственных экологических экспертиз.

    Прокуратура Иркутской области вынесла представление компании "Русиа-Петролеум", которая занимается разработкой Ковыткинского газового месторождения. Здесь другая история. Компания в течение длительного времени нарушала требования природоохранного законодательства и всячески уклонялась от выполнения обязательств по лицензионному соглашению.

    Мне бы хотелось донести до сведения всех руководителей компаний и предприятий вне зависимости от формы собственности. Они ведут свой бизнес в цивилизованной стране. Здесь никому не позволено безнаказанно губить природу. Закон будет за это очень жестко спрашивать.

    Прокуроры пишут инструкцию банкирам

    РГ: Чем была вызвана необходимость создания рабочей группы по противодействию преступлений в сфере экономики, координатором которой вы являетесь?

    Буксман: Этот орган создан по поручению президента России, которое он дал буквально на следующий день после убийства первого заместителя председателя Центробанка Андрея Козлова. К сожалению, когда речь заходит о борьбе с преступлениями в сфере экономики и в особенности с отмыванием и легализацией преступно нажитых денег, мы не можем похвастаться тесным взаимодействием между правоохранительными органами. Этот пробел нам и предстоит ликвидировать.

    Прежде всего комиссии предстоит заняться серьезным анализом нормотворчества в этом вопросе и организовать информационный обмен между заинтересованными ведомствами. Результатом нашей работы должны стать новые предложения в области законотворчества, которые позволят вести борьбу с экономическими преступлениями с максимальной эффективностью.

    Кроме того, нам необходимо выработать принципиально новый регламент информирования о противоправных сделках. Без этого невозможно оперативно и грамотно на них реагировать.

    Предстоит выработать единые стандарты для банковских работников, чтобы они могли вылавливать в общем потоке финансовые сделки, которые носят признаки отмывания либо легализации. Для этого нам нужно изучить и обобщить уже существующие преступные схемы, чтобы в конце концов мы могли подготовить такие решения на уровне нормативных документов или даже закона. В итоге банковские работники должны получить четкую инструкцию, где будут максимально прописаны признаки криминальных сделок. А то у нас как получается: у фирмы минимальный уставный капитал, существует она без году неделя и вдруг начинает ворочать миллиардами. Мы должны оперативно реагировать на такие факты.

    РГ: Какие-то конкретные вопросы вы для себя уже наметили?

    Буксман: На одном из ближайших заседаний мы будем обсуждать проблему регистрации юридических лиц. Не секрет, что все так называемые "серые схемы" реализуются через фирмы-однодневки. Сегодня Федеральная налоговая служба, которая занимается регистрацией юрлиц, лишена возможности на этапе регистрации этому противостоять. Наша задача - выработать механизм противодействия.

    В Тамбовской области по представлению прокуратуры ликвидирован комитет по делам молодежи при администрации области.

    Причина - 15 уголовных дел, в которых так или иначе фигурирует или сам комитет, или лица, сотрудничавшие с ним в реализации программ по доступному жилью.

    Поделиться