02.11.2006 02:00
    Поделиться

    Калининградские военные начали "отлов" браконьеров

    На борту вертолета в Храброво пассажирам выдали спасательные жилеты, проинструктировали, как вести себя на борту. Взлетели в полдень и взяли курс к российско-литовской границе. Погода явно не для рыбалки: пасмурно, сильный ветер. На грязно-коричневой воде хорошо видны волны в белых барашках. На вспененную ветром воду непохоже.

    Вертолет летел низко, не поднимаясь выше 150 метров, иногда опускаясь почти до самой поверхности. За два часа летчики и рыбинспектор осмотрели поверхность Куршского залива, обращая особое внимание на прибрежные заросли, протоки, озера, отгороженные от залива низкими песчаными перешейками. С берега в эти райские браконьерские места не подобраться, на килевых судах с моря не подойти. Инспекторам нужны катера на воздушной подушке, чтобы на них можно было проходить сквозь камышовые заросли, преодолевать песчаные мели, обследовать лагуны, ерики. Пока же приходится ловить браконьеров на том, что имеется.

    Первые мотоботы, рыбацкие лодки и быстроходные катера появились в заливе через 30 минут полета. Несколько резиновых лодок пряталось в камышах, моторки не отдалялись от берега. В них сидели рыбаки с удочками. Впрочем, практика показывает, что удочки у них для отвода глаз, а где-то недалеко выставлены сети и рыбаки дожидаются, когда можно будет освободить их от пойманной рыбы. Некоторые уже проверяли сети в трех-пяти километрах от берега.

    - Этот рейд - экспериментальный. Мы впервые установили на катера рыбоохраны радиостанции, позволяющие работать на одной волне рыбинспекции, самолетам и вертолетам, пограничным кораблям, - объясняет командир экипажа вертолета Эдуард Никитченко. - Теперь об обнаруженной цели, которая незаконно находится на воде, сразу становится известно заинтересованным лицам. В заливе было много судов, но мы сообщили лишь о двадцати. Они не оповестили пограничников о выходе в залив, суда не несли российский флаг, на бортах и рубках не было отличительных знаков. В районе Матросово нашли бесхозную сеть. Получив нашу информацию, пограничный корабль и три катера рыболовной инспекции, находившиеся в заранее обговоренных местах, вышли в указанные точки для проверки законности промысла.

    Два дня спустя журналисты вновь отправились в рейд с пограничниками - на сей раз на катере. Из Полесска вышли в семь часов, когда было еще темно, вместе с рыбинспектором - его маленький быстрый катер пограничники взяли на буксир, чтобы не спугнуть браконьеров. Спустя час, когда уже рассвело, на горизонте заметили моторную лодку. В бинокль было видно, что двое мужчин выбирают сети. Нас заметили, и лодка с рыбаками снялась с места. Катер рыбинспекции на полном ходу рванулся им наперерез, отрезая от суши. До браконьеров оставались считанные метры, когда катер резко остановился. Из строя вышел двигатель, на ремонт которого затратили почти 160 тысяч рублей. В этот раз браконьеры ушли от наказания. Большой пограничный катер с его 10-12 узлами хода преследовать браконьеров не мог. К тому же у него приличная осадка и к берегу ему не подойти.

    - На ловлю браконьеров, осмотр промысловых судов мы выходим ежедневно, - рассказывает инспектор Полесской инспекции Николай Паксюткин. - Под нашим контролем находится 39 рыбопользователей, имеющих почти 50 судов. Количество рыбаков-любителей сосчитать трудно. В заливе находимся все светлое время. Помимо этого, проверяем, как сдается выловленная рыба на берегу: в Полесске, Матросово, Большом Матросово, Добровольском. Промысловики нередко привозят улов на берег, не указывая в журнале вес пойманной рыбы. Если нет инспектора, они при сдаче занижают ее вес. В чей карман идут "левые" деньги - сказать трудно.

    Николай Паксюткин браконьеров знает в лицо. Не так давно, по его словам, их было около полусотни, сейчас осталось меньше десятка. Дилетанты, вышедшие один-два раза на запрещенную рыбалку, не в счет. Речь идет о профессионалах, неплохо живущих за счет незаконного лова. Они построили хорошие дома, приобрели дорогостоящие катера и иномарки. А потому им есть за что бороться с рыбинспекторами.

    - Были случаи, когда нам предлагали большие деньги, даже долю от реализации рыбы, лишь бы их не трогали, - вспоминает Пасюткин.- На сделку мы не пошли, зато угроз наслушались. На днях рано утром к воротам подъехала машина. Из нее раздались оскорбления и угрозы посчитаться с нами. Пока открывали ворота, обидчики скрылись.

    О том, что угрозы не всегда остаются пустыми, свидетельствует случай, о котором рассказали друзья инспектора. Однажды в полтретьего ночи в доме Николая Паксюткина зазвенели стекла. Разбив три окна, "мстители" покорежили его машину, стоявшую во дворе. По мнению милиции, инспектор помешал двум братьям из поселка Славянское, промышлявших браконьерством. Их неоднократно задерживали, но посадить не могли. А причины поквитаться с инспектором у них были. Братья наполнили мешки рыбой, когда заметили подошедший катер. Сбросив добычу в воду, они попытались скрыться, но видя, что уйти не удастся, развернулись и на полном ходу пошли на таран. Пробив корму катера и покорежив его, братья схватились за ножи, но с помощью милиционера были скручены.

    Только в Полесске в прошлом году возбудили восемь уголовных дел, в этом - завели уголовное дело на двух браконьеров из поселка Заливное. На днях задержали браконьера, который воровал рыбу. Он потрошил чужие сети, а в случае опасности резал крепления. Рыбаки лишаются орудий лова, а сети опускаются на дно, становясь могилами для рыбы, которая в них запутывается.

    - Совместными усилиями в этом году выявлено более 70 случаев браконьерства, изъято более пяти тонн рыбы, 15 километров сетей. Сумма взысканного ущерба и полученного штрафа составила полмиллиона рублей, - говорит заместитель начальника Государственной морской инспекции Калининградского пограничного управления ФСБ России Николай Калязника.

    Тем не менее в области отмечается некоторое снижение браконьерства. Этому способствовало решение регионального правительства перекрыть каналы вывоза рыбы в Литву и Польшу. Еще год назад, по данным таможенных органов, рыбы за рубеж вывозилось больше, чем было выдано разрешений на ее вылов. Теперь при вывозе надо декларировать всех судаков, лещей, угрей, чего раньше не делалось. Доказать законность вылова рыбы браконьеры не могут, поэтому их бизнес потихоньку сворачивается.

    Поделиться