24.10.2006 02:00
Поделиться

Реформа ЖКХ оказалась "сырой"

Минрегиону дали месяц на исправление ошибок в реформе ЖКХ. Горячо-сыро не бывает, говаривали наши предки в пещерах. Еще как бывает, если посмотреть на российское жилищно-коммунальное хозяйство образца XXI века.

Быстро принятые законы и другие нормативные акты, затрагивающие самую нежную и болезненную часть общественного тела, оказались, прямо скажем, сыроваты. Эйфория в начале реформы ЖКХ сменилась недоумением, грозящим перейти в разочарование.

Пока на орехи досталось минрегиону, самому молодому министерству. Но вряд ли дело этим закончится. Желание федерального центра избавиться от тяжкой жилищно-коммунальной ноши по-человечески понятно. Нельзя же из года в год тратить многие миллиарды рублей и вместо слов признательности получать общественное недовольство за бесцельно вложенные средства. Региональная власть тоже сидит высоко и глядит не себе под ноги.

"Крайними" оказываются муниципалитеты и рядовые граждане, население, россияне. Но это они, то есть мы с вами, обеспечиваем и наполнение бюджета, и безопасность страны. Найти кухарку, способную управлять государством, оказывается, легче, чем профессионального управдома. По данным Росстроя и Росстата, в отрасли ЖКХ занято почти 3,2 миллиона человек. Насчитывается 19 миллионов объектов жилого фонда. Потребляет ЖКХ 20 процентов энергоресурсов страны.

А нас в стране, то бишь населения, почти 150 миллионов. На каждый "объект" выходит меньше десятка. Ну избы там, особняки какие-нибудь - пусть половина, пусть три четверти. Все равно счет многоквартирным домам идет на миллионы. В "сталинских", "хрущобах" и нынешних новостройках надо бы создавать ТСЖ - товарищества собственников жилья.

Что это значит? Находится общность людей, желающих самим вершить благополучие на бытовом уровне и не в отдельно взятой квартире, а в целой многоэтажке с лестницами, подъездами, стояками и прочими малоаппетитными коммуникациями.

Ау, где вы, желающие? Даже на заседании правительства никто из присутствующих не похвастал личным примером. Мол, у нас в доме собрались и решили создать ТСЖ или заключить договор с управляющей компанией. В телесюжетах показывали этих высокообразованных, надо думать, с выдающимися способностями людей, которые с макроэкономических высот рассуждали о самом земном, бытовом.

Аналитики, разделяя проблемы жилищного и коммунального хозяйства, видят в одной сфере низкую активность жильцов-собственников в вопросах управления домом. Следом идет недостаточное количество управляющих компаний. Далее - непрозрачность отношений власти (муниципалитетов) и бизнеса. Наконец, дифференциация жильцов-собственников по доходам, социальному уровню. Это по жилью.

Что касается коммунального хозяйства, то процесс тарифообразования непрозрачен и не стимулирует сокращение затрат. Тарифы зачастую используются как политический инструмент. Неэффективны капиталовложения из бюджета - не то и не там. Сохраняется перекрестное субсидирование.

По каждой из перечисленных позиций можно написать авантюрный роман. Но желающих стать его фигурантами маловато.

Реформа местного самоуправления споткнулась на такой мелочи, как кадры. Появились тысячи муниципальных образований, а квалифицированных людей нет. Теперь реформа ЖКХ требует найти миллионы честных, активных, с организаторскими способностями граждан, имеющих представление о том, как дом устроен и что для него и когда требуется. Управляющих же компаний мало и нескоро станет много. Бизнесу не интересны поселковые, райцентровские и даже некоторые областные масштабы. Бизнес должен зарабатывать. В противном случае он умирает.

Не стану перечислять весь ворох процедур и тонкостей, которые априори отбивают всякую охоту стать управдомом или возглавить ТСЖ. Предусмотрены открытые конкурсы для выбора управляющих компаний со строгими процедурами, осложняющими возможность предрешенного исхода. Муниципалитетам выгодны пассивные и не имеющие необходимых для управления домом знаний собственники помещений.

Телегу запрягли впереди лошади. Почва для реформы ЖКХ не была подготовлена. Да и будут ли работать правовые нормы и ответственность, если они принимаются в отрыве от правовой морали и правосознания?

Теперь материальную и моральную ответственность ДЕЗов, ГУПов и МУПов в ЖКХ возьмут на себя те же самые структуры и люди, мимикрировавшие в ООО или ОАО управляющих компаний. Кому от этого станет легче - понятно. Кому тяжелее - тем более.