24.10.2006 01:00
    Поделиться

    Нижегородский "Меркурий" ограбил более 3 тысяч человек

    Атака на сознание

    "После всего, что случилось, мы остались совсем без денег, у меня и у мужа серьезно подорвано здоровье", - рассказывает Маргарита Константиновна, воспитательница детского сада, пострадавшая от махинаций организаторов "Меркурия". В 2004 году коллега поделилась с Маргаритой, что ее муж нашел новую отличную работу в корпорации, где приветствуют семейные пары, и пригласила ее прийти на семинар. Собрание проходило в Доме архитектора на Верхне-Волжской набережной: Маргарите даже не пришло в голову, что все эти собравшиеся в красивом здании в центре города нарядные представительные люди - мошенники и их жертвы. "Началась психологическая обработка: нам говорили, что мы вошли в пять процентов населения земного шара, что мы заработаем миллион долларов, что нужно жить лучше, и что наше финансовое благополучие - в наших руках",  - делится Маргарита.

    Эта женщина стала одной из 553-х обманутых вкладчиков так называемого "Общества взаимной поддержки "Меркурий". По словам Игоря Суетнова, руководителя пресс-службы следственной части при Главном управлении МВД по Приволжскому федеральному округу, от деятельности "Меркурия" пострадало около трех тысяч человек, хотя заявления подали чуть более пятисот из них. Кто-то боится, кто-то все еще надеется вернуть свои деньги… Однако, организаторы пирамиды рассчитаться со своими вкладчиками не спешат: во-первых, тем самым они как бы признают свою вину, а во-вторых, большей части выручки уже нет - деньги давно ушли наверх, в Москву, к авторам идеи.

    "В 2004-м году мне было передано около ста листов собранного о "Меркурии" материала, тогда я и понятия не имел о масштабности пирамиды", - вспоминает Андрей Малышев, старший следователь следственной части при Главном управлении МВД России по Приволжскому федеральному округу. Расследование началось благодаря сотрудникам милиции из Ивановской области: в общей сложности на протяжении следствия было соединено 216 уголовных дел по Ивановской и Нижегородской областям. Их могло бы быть и больше - "Меркурий" работал и в других субъектах - но общая картина складывалась из двух прецедентов именно в этих двух областях.

    На старые дрожжи

    Нижегородская история "Меркурия" началась в конце октября 1998 года, когда в Нижний Новгород для организации финансовой пирамиды прибыл некий житель Московской области, фамилию которого в интересах следствия пока не называют. Как нам сообщил источник в МВД по Приволжскому округу, удалось установить, что нижегородская организация являлась представителем некоего межрегионального общественного фонда взаимной поддержки, действовавшего в столице. Московский фонд - это как бы головная часть большой финансовой пирамиды, подразделенной на региональные более мелкие пирамидки: в Приволжском округе удалось отсечь как раз одну из этих пирамидок. В пирамиде действовала определенная иерархия: общаться можно было только с непосредственным руководством, о контактах через звено не могло быть и речи, поэтому сложно было установить полную картину взаимодействия с головной организацией. В связи с этим объектом расследования стало пока лишь приволжское звено.

    В том же 1998 году житель Подмосковья привлек к организации пирамиды нескольких москвичей и нижегородцев. Согласно некоторым косвенным доказательствам, "Меркурий" являлся преемником существовавшей до этого в регионе пирамиды "Атлантида", так что база была, в общем-то, готова. Инициативный основатель новой пирамиды поднял эту базу и заявил участникам, что взносы из "Атлантиды" переходят в "Меркурий", и члены той организации смогут отработать свои деньги. В 1999 году в правоохранительные органы начали поступать жалобы со стороны граждан, обвинявших организаторов новоявленного фонда в мошенничестве.

    Десять заповедей лжи

    Так же, как и "Атлантида", "Меркурий" проводил свои семинары в респектабельных зданиях, поэтому доверчивым клиентам невдомек было, что их обманывают, ведь собрания проводились даже в концертном зале филармонии в Кремле под боком у местных властей. Около шестидесяти процентов доверия к организации возникало за счет того, что новичка вводил туда знакомый человек. "Они обучали, как собрать нужный взнос: нельзя говорить, что ты идешь в какую-то организацию, нужно говорить, что деньги пойдут на покупку машины, на свадьбу", - рассказывает Андрей Малышев.

    После того, как жертва вносила свои 90 тысяч рублей, ей давался документ, удостоверяющий факт совершения благотворительного взноса. Вкладчиков успокаивали тем, что, мол, так легче с налоговыми органами обходиться. А после этого начиналась суровая реальность: им говорили, что деньги нужно отрабатывать. У всех менеджеров "Меркурия" было что-то вроде десяти заповедей: очень большое внимание в них уделялось внешнему виду сотрудника - ботинки начищены до блеска, галстук, хороший костюм, за невыполнение - штраф. Перед зданием, где проводился семинар, было запрещено ставить недорогие машины: только элитные иномарки, свидетельствующие якобы о благосостоянии членов "Меркурия". Внешний лоск - это первое, что поражало сознание обывателя.

    Вторым ударом по психике были семинары. Следствием установлено, что на собраниях применялись элементы техники нейролингвистического программирования. Текст первой лекции ведущими заучивался наизусть, на нужных словах ставились интонационные акценты.

    Все было продумано до мелочей. И неудивительно: все организаторы финансовой пирамиды - люди с высшим экономическим, психологическим образованием. Все ранее не судимы. По словам Андрея Малышева, один из лидеров преступной группировки уже "осудил" себя сам: он покончил жизнь самоубийством в собственном доме сразу же после получения повестки к следователю.

    Вирус алчности

    Все доходы от деятельности "Меркурия" распределялись по четкой схеме. Большая часть уходила в Москву, что-то шло менеджерам, что-то на аренду и организационные расходы, меньшая доля приходилась жертвам. "Нами привлечено к ответственности 16 человек из иерархии менеджеров - директора и организаторы. Если брать в широком смысле, то мошенничеством занимался каждый гражданин, вовлекший в организацию хоть кого-нибудь. Но человек попадал в экономическую зависимость, ему ничего не оставалось, кроме как следовать указаниям менеджеров и искать новых вкладчиков", - говорит Андрей Малышев. Социальный портрет жертвы "Меркурия" нарисовать очень сложно: организация привлекла учителей, пенсионеров, милиционеров, военнослужащих, разнорабочих… "Меркурий" - это не первая и не последняя пирамида. "Схемы каждый день совершенствуются, мы отсекли одну лишь маленькую часть", - считает следователь. Но если у гидры осталась голова, значит, есть вероятность, что она будет размножаться.

       МНЕНИЯ

    Михаил Павлов,

    адвокат:

    - Для того, чтобы обвинить в мошенничестве, нужно установить факт мошенничества, установить, что у организации была цель - обмануть. То есть нужно доказать, что деньги не возвращались к их прежним владельцам. Нужно понять, на что тратились деньги. Если их тратили согласно уставу, то установить вину будет сложно. Нейролингвистическое программирование в мошеннических целях - это преступление. Для того, чтобы доказать, что людей зомбировали таким образом, нужно тоже провести экспертизу. То есть процесс будет очень сложным.

    Николай Южанинов,

    служащий:

    - Жалко, конечно, обманутых людей. Они несли свои деньги, зачастую последние, не ведая, что творят. Поверив обещаниям, они загорелись надеждой выйти из нужды. Но забыли, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке.

    Михаил Воронин,

    предприниматель:

    - Жадность в очередной раз наказана. Никто не загонял этих людей, лишившихся по глупости собственных денег, в пирамиду. Все было сделано по взаимному согласию. Будем надеяться, что этот (который уже по счету!) урок пойдет впрок любителям легкой наживы. Считаю, что виновен каждый участник пирамиды - ведь ему предписывалось таким же обманом вовлечь в "Меркурий" других людей, порой своих друзей или родственников.

    Поделиться