20.10.2006 01:00
    Поделиться

    За сосульку, упавшую на ребенка, коммунальщики заплатят 365 тысяч рублей

    "Молитесь, чтобы все обошлось"

    Это ЧП случилось в городе Первоуральске воскресным вечером 2 апреля 2006 года. Восьмиклассница Алена Мерзлякова с подругой Кристиной Ватолиной возвращалась домой из кинотеатра "Восход" по центральной городской улице Ватутина. "Мы только на минутку остановились у рекламного щита парикмахерской, - говорит Кристина. - И тут с крыши сорвалась огромная глыба льда - и прямо на голову Алене. Она упала, я закричала, подбежали взрослые и занесли Алену, уже всю в крови, в парикмахерскую".

    "Скорая" приехала моментально. Позвонили в больницу, и, пока Алену везли, там уже были в готовности все врачи. Причем, как говорит сейчас отец девочки Андрей Крестьянников, не просто дежурные врачи, а главные специалисты - хирург, анестезиолог, нейрохирург. Алену увезли в операционную, где констатировали перелом основания черепа и ушиб головного мозга. "Ставьте свечку и молитесь, чтобы все обошлось", - сказал участковый врач родителям девочки. Все могло обернуться самым печальным образом.

    Папа Андрей из больницы в тот же вечер пошел в милицию и написал заявление. Утром следующего дня зашел в прокуратуру города и тоже оставил там заявление. "Я был очень злой, - говорит он. - И хотел тогда только одного: чтобы нашли и наказали виновных". Он отчим Алене и сегодня уже после вердикта суда никак не может успокоиться: у Алены часто болит голова, девочке противопоказаны перегрузки, ей грозит инвалидность, а ведь она будущая мать, как скажется ее травма впоследствии?

    Алена пролежала в больнице больше месяца. Мама Лена взяла тогда отпуск за свой счет и тоже поселилась в больнице - приглядывать за дочерью. Сегодня они вместе с Андреем говорят: надо памятник ставить нашим врачам. При том что муниципальные клиники до сих пор бедны, доктора вытаскивают наших детей практически с того света...

    Уже 3 апреля прокуратура города возбудила уголовное дело по факту причинения тяжкого вреда здоровью Алене Мерзляковой. Дело до сих пор не закрыто, расследование и поиск виновных продолжаются: оказалось, очень сложно выяснить, откуда упала сосулька - с крыши дома или с козырька над балконом квартиры на третьем этаже. Если с козырька, то виновен не жилищно-эксплуатационный трест, а владелец квартиры, который незаконно установил козырек. Именно этот аспект стал козырной картой для юристов ЖКТ-3. Они не согласились с решением суда, не признали своей вины и собираются оспаривать судебный вердикт городского судьи в областном суде.

    "На нас падают и кирпичи..."

    Сотрудницы салона красоты "Милен" (той самой парикмахерской) на улице Ватутина, 30, рассказывают нам: в этом доме с крыши падают не только сосульки, но и кирпичи, куски штукатурки. Жилой дом строился после войны пленными немцами и, на памяти мастеров-парикмахеров, ни разу не ремонтировался. Мы проехали по всей улице Ватутина и убедились: здесь почти все дома в таком же состоянии, как этот, злосчастный. Обглоданные непогодой и временем стены, обшарпанные подъезды, с карнизов свисают выщербленные кирпичи и куски штукатурки. "Ходить здесь опасно, - говорят девушки-парикмахеры. - У наших клиентов постоянно срабатывает сигнализация в автомобилях, потому что срывается что-нибудь с крыши или со стен дома. Мы после того случая с Аленой повесили на дверях объявление: "Будьте осторожны, граждане!"

    Четыре года назад в этом же районе глыба льда свалилась с крыши в тот момент, когда из подъезда выходила свадебная процессия. Невеста погибла. На улице Физкультурников (тоже рядом) лед упал на беременную женщину, которая скончалась в больнице. Мама оставила коляску с младенцем у крыльца магазина - и та же история: сосулька упала прямо на коляску. К счастью, ребенок не пострадал.

    Такие истории наверняка случаются в каждом российском городе. Нищий бюджет, расхлябанность коммунальщиков - и беды валятся на головы горожан, как видим, не только в виде сосулек, но и кирпичей. В Первоуральске в 90-е годы "на боку" лежали все основные градообразующие предприятия - Новотрубный завод, "Хромпик", и, естественно, это сказалось и до сих пор сказывается на благоустройстве и безопасности жителей. "Не мы такие - жизнь такая" - это может сказать любой глава районного города, у которого в бюджете нет денег не только на ремонт домов и дорог, но даже на очистку крыш от снега.

    Когда в суде представителя жилищно-коммунального треста спросили, когда в последний раз очищалась от снега крыша злополучного дома на улице Ватутина, 30, он предъявил акт о производстве таких работ от начала марта. А весна была бурной, и тот день, 2 апреля, был теплым и солнечным. Глыба льда оттаяла и рухнула. С крыши или с козырька балкона - не суть важно. Главный вопрос - о нанесении ущерба здоровья Алене - ни у кого не вызывает сомнений. Его не оспаривает и руководство жилищного треста, оно готово было оплатить лечение девочки. Но папа, несмотря на советы друзей, и сейчас не готов взять эти деньги: "Мы пойдем до конца! Не надо нам этой взятки. Дело принципа. Пусть прокуратура во всем разберется. Мы докажем, что правосудие существует".

    Пусть платит не крайний

    Гражданский судья Татьяна Опалева постановила: виноват трест, и он обязан выплатить родителям Алены компенсацию. Те сначала требовали миллион рублей, но судья удовлетворила иск частично: 165 тысяч родителям за моральный ущерб и 200 тысяч Алене - за физический. Трест против: доказательства их вины в суде якобы не были представлены. Да и платить компенсацию тресту не из чего.

    - У нас нет собственных средств, - говорит "РГ" юрист компании Алексей Шематонов. - Если решение суда не изменится, мы будем вынуждены платить родителям девочки из тех денег, которые собрали с граждан на ремонт жилья...

    Владелицу квартиры с козырьком в качестве свидетеля, естественно, допросили в суде. Она утверждает, что несколько раз за зиму ее муж выходил на балкон и палкой стряхивал снег с жестяного козырька. Незаконно установлен? Но им никто об этом не говорил. Трест, по словам Шематонова, не имеет возможности влиять на жильцов, это прерогатива жилищной инспекции и госархстройнадзора. Но козырек-то до сих пор висит!

    Право коммунальщиков - приводить свои доводы. А обязанность истца - представлять суду факты и доказательства.

    Андрей Крестьянников никогда раньше не имел опыта юридической практики. Он сам - металлург, а жена Лена - крановщица. Им ни разу не доводилось сталкиваться с подобным. Когда случилась беда, все знакомые и друзья сказали: "Безнадежное дело, сколько таких случаев было в городе - и чем заканчивалось?" Но Андрей не из тех, кто сдается. Он обратился к горожанам по местному телевидению: "Люди, кто видел, что случилось второго апреля у салона "Милен", откликнитесь!" Он уже знал, что, если не будет у него свидетелей, не найдет он никогда правду.

    Люди откликнулись. Начали звонить в редакцию телекомпании, оставлять свои телефоны. Останавливали Андрея на улице: "Это вы отец той девочки? Запишите мой адрес, я покажу в суде, что и в моем доме снег с крыши не убирают, и штукатурка отваливается, и кирпичи падают". Наболело у людей, видимо.

    Руководство унитарного муниципального предприятия "Жилищно-коммунальный трест N 3", однако, вины своей признавать не собирается. Юрист Алексей Шематонов в суде настаивал на проведении экспертизы, которая могла бы установить точное место, откуда сорвалась глыба. Он и сейчас уверен: с крыши лед не мог рухнуть, там стоит оградительная решетка. Значит, упал он с того самого козырька балкона. Корреспондентам "РГ" он показывает фотографии той проклятой крыши и самого дома, сделанные со всех ракурсов. Траектория полета глыбы, получается, не совпадает с показаниями многочисленных свидетелей.

    Но сотрудницы салона красоты рассказывали нам, что роковая глыба целый день после ЧП лежала на асфальте и не могла растаять, такая большая она была. И никак бы, на их взгляд, не могла она притаиться на том крошечном козырьке балкона.

    Андрей Крестьянников долго не мог найти адвоката, который поддержал бы его на следствии и в суде. Он искал именно такого защитника, который бы по совести, по-людски рассудил и представил его интересы. Ведь сколько случаев, когда сосулька падала рядом с прохожими! И те никуда не жаловались, уверенные в том, что все бесполезно.

    - У нас никто не верит, что можно победить чиновников, - волнуясь, говорит Андрей. - И я до сих пор не верю, что удастся получить компенсацию. Может, завтра областной суд отменит решение нашего городского суда. ЖКТ подает туда кассационную жалобу. А нам надо лечить девочку.

    Жители дома-"террориста" той весной долго удивлялись: снег чистят на крыше! Ну как же: у нас происшествие случилось.

    А где не случилось?..

     комментарий

     Павел Бабиков, член Свердловской областной коллегии адвокатов:

    Исходя из положений статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации и постановления правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491, утвердившего "Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме", крыши многоквартирных домов входят в состав общего имущества.

    Статья 161 ЖК РФ говорит о том, что управление многоквартирным домом может осуществляться управляющей организацией. В данном случае это муниципальное унитарное предприятие "Жилищно-эксплуатационный трест". Та же статья 161 ЖК РФ устанавливает, что управление общим имуществом многоквартирного дома должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, а также надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме. В соответствии с договором о управлении общим имуществом, определенном статьей 162 ЖК РФ, управляющая организация обязана обеспечивать надлежащее содержание крыши дома и вовремя убирать с нее снег. И если она этого не делает, несет гражданско-правовую ответственность.

    Согласно статье 1064 Гражданского кодекса РФ, вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

    Согласно статье 1084 ГК РФ вред, причиненный жизни или здоровью гражданина при исполнении договорных обязательств, возмещается по правилам, установленным статьями 1085 - 1087 и 1991 ГК РФ. При причинении гражданину увечья или ином повреждении его здоровья возмещению подлежит утраченный потерпевшим заработок (доход), который он имел либо определенно мог иметь, а также дополнительно понесенные расходы, вызванные повреждением здоровья.

    При определении утраченного заработка (дохода) пенсия по инвалидности, назначенная потерпевшему в связи с увечьем или иным повреждением здоровья, а равно другие пенсии, пособия и иные подобные выплаты, назначенные как до, так и после причинения вреда здоровью, не принимаются во внимание и не влекут уменьшения размера возмещения вреда (не засчитываются в счет возмещения вреда). В счет возмещения вреда не засчитывается также заработок (доход), получаемый потерпевшим после повреждения здоровья.

    Суммы выплачиваемого гражданам возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью потерпевшего, при повышении стоимости жизни подлежат индексации в установленном законом порядке - статья 318 ГК РФ.

    Таким образом, в случае если с крыши дома вам на голову упал снег или что-нибудь иное, то вы вправе обратиться в суд за возмещением причиненного вам вреда, включая моральный. Но необходимо доказать, что этот вред нанесен, поскольку согласно статьям 55 и 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. И доказательствами по делу являются сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов и т.д. Ваше обращение за врачебной помощью, удостоверенное справкой из больницы, больничным листом, показания очевидцев- все это доказательства.

    Таким образом, чтобы привлечь к гражданской ответственности нерадивых коммунальщиков, надо обратиться в суд и доказать два факта. Первый - что вам с крыши что-то упало. Это может быть выписка из регистрационного журнала травмпункта, выписка из истории болезни, где указана причина травмы. Второй - что эта крыша эксплуатируется ответчиком. Это договор об обслуживании дома.

    Чтобы обосновать нанесенный материальный ущерб, надо сохранить все чеки и квитанции, по которым вы оплачивали лечение и все затраты, связанные с лечением и нетрудоспособностью: чеки из аптеки, билеты на транспорт к месту лечения и обратно, квитанции из гостиницы, расходы на диагностику.

    Поделиться