11.10.2006 01:00
    Поделиться

    Владимирские чиновники слишком много получают

    Прокурор области опротестовал несоответствие зарплат областных чиновников федеральным нормам

    По сведениям же областного управления статистики за первое полугодие этого года, местные чиновники получают почти в два раза больше своих коллег, представляющих на территории федеральные органы исполнительной власти.

    И в данных двух ведомств принципиальных расхождений нет. Денежное содержание федералов и регионалов состоит из одинаковых категорий выплат. Но неодинаковы они по размеру. Например, должностной оклад руководителя территориального федерального органа исполнительной власти в субъекте - 4100 рублей, а должностной оклад сопоставимых данной должности высших должностей Владимирской области, первого заместителя губернатора - 5627 рублей, заместителя губернатора - 4895 рублей, директора департамента, начальника управления, председателя комитета - от 3790 до 4495 рублей. Должностной оклад заместителя руководителя федерального органа исполнительной власти - 3700 рублей, а равного с ним по должности областного чиновника - от 3796 до 4495 рублей. Цифры, прямо скажем, невпечатляющие. Впору и пожалеть чиновников: как же они, бедные, перебиваются на такие скромные деньги. Однако, прежде чем сочувствовать, стоит учесть, что кроме должностного оклада, чиновникам полагаются надбавки за квалификационный разряд или классный чин, за выслугу лет, за особые условия гражданской службы, премии по результатам работы, ежемесячные денежные поощрения и т. д. Они рассчитываются от окладов и «на выходе» дают сумму, во много раз превышающую базовую ставку. А едва заметные «ножницы» в 10-15 процентов при определении окладов, в результате позволяют еще солиднее увеличить итоговую цифру.

    На недопустимую, по мнению прокуратуры, высоту поднимает благосостояние чиновничьего класса областного уровня и так называемое денежное поощрение. Если у федеральных госслужащих оно составляет всего 1 оклад в месяц, то у областных - от 2,6 до 10,5 оклада в зависимости от ранга. Например, директор департамента областной администрации ежемесячно к своему окладу имеет еще более 5 окладов!

    Проверка прокуратуры выявила, что разница в оплате труда рядовых специалистов областного и федерального уровня невелика. Колоссальный разрыв существует между руководителями высокого ранга. Так, у заместителя губернатора зарплата достигает 70 тысяч рублей, у директора департамента от 35 до 42 тысяч, а у равного им по должности руководителя территориального органа федерального органа исполнительной власти в субъекте Федерации - 17 тысяч 900 рублей. Денежное содержание его заместителя - 14 тысяч 740 рублей, а его областного коллеги, заместителя директора департамента, - от 31 до 36 тысяч рублей.

    А история эта с бородой. Еще три года назад по заданию Генеральной прокуратуры во всех субъектах ЦФО проводились проверки оплаты труда работников органов областной исполнительной власти. Тогда было установлено, что зарплата областного чиновника в среднем в два  с лишним раза превышает зарплату чиновника федерального уровня, работающего в области. Последовали представления прокурора в адрес губернатора и законодательного собрания по поводу несоответствия  областного закона  о системе оплаты труда и денежного содержания лиц, замещающих государственные должности, статье 134 Бюджетного кодекса. Претензии «ока государева» сводились к тому, что по закону в дотационной Владимирской области денежное содержание своих чиновников не должно быть выше федеральных.

    Реакция руководителей области была довольно негативной - 5 месяцев шел спор между прокуратурой и администрацией. В ходе публичной полемики было высказано немало взаимных претензий. В итоге протест отклонили, и прокуратура направила заявление в областной суд. Конфликт разрешился неожиданно с принятием нового областного закона «О системе оплаты труда и денежном содержании государственных гражданских служащих Владимирской области и лиц, замещающих государственные должности во Владимирской области», который отменил зависимость зарплаты руководителей от средней зарплаты в области. Большие начальники остались при своих интересах.

    - В 2004 году была другая правовая ситуация, - комментирует заместитель прокурора области Эдуард Селезнев. -  Действовала старая редакция Бюджетного кодекса. Но с 1 февраля 2005 года вступил в силу Закон о государственной гражданской службе, содержащий статьи, регулирующие зарплату федеральных госслужащих, а с 1 августа этого года - Указ Президента Российской Федерации от 25.07.06 № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих», который унифицировал зарплату госслужащих. Мы пересмотрели областной закон в рамках нового правового поля и выявили завышение должностных окладов и различных надбавок к ним со стороны областных структур.

    Несмотря на то что раньше приходилось вести речь о лучших условиях, а теперь - о более высоком размере, суть нарушения не меняется. Зарплату можно повышать, но при условии самостоятельного обеспечения финансирования. Владимирская область из года в год является получателем дотаций из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности. В дотационных субъектах размеры оплаты труда государственных гражданских служащих и работников государственных учреждений не могут превышать размеров оплаты труда, установленных для соответствующих категорий федеральных государственных служащих и работников федеральных государственных учреждений.

    Поделиться