11.10.2006 03:00
    Поделиться

    Атомный подводный ракетоносец "Брянск" вернулся в строй

    Если принять в расчет, что за последние десять лет Россия построила и ввела в боевой состав лишь одну многоцелевую подводную лодку "Гепард", а новых кораблей со стратегическими ракетами не спускала на воду уже четырнадцать лет, значение вчерашнего события трудно переоценить. Пожалуй, даже лучше корабелов это понимают и чувствуют подводники - тертые глубиной и знающие цену надежности.

    И пусть никого не смущает тот факт, что подводная лодка К-117, построенная на Севмаше по проекту 667 БДРМ Санкт-Петербургского ЦКБ МТ "Рубин", впервые спущена на воду еще в 1988 году. Да, за это время она избороздила не один океан, проведя в общей сложности шесть длительных боевых служб, двенадцать боевых дежурств и шесть учебно-тренировочных ракетных стрельб. Корабли этой серии, создававшиеся под руководством выдающегося конструктора академика Сергея Никитича Ковалева, зарекомендовали себя с самой лучшей стороны.

    - А хорошие корабли, как и хорошие люди, должны жить и служить долго, - не устает повторять при каждом удобном случае генеральный директор "Звездочки" Николай Калистратов.

    Эта, казалось бы, очевидная мысль с большим трудом пробивает себе дорогу. Еще живучи в сознании те времена, когда при формировании программы вооружений и оборонного заказа упор делали на количественные показатели и, главным образом, новое строительство. Средства на поддержание боевой готовности, ремонт и модернизацию тех же подводных лодок выделялись по остаточному принципу, а в середине 90-х их и вовсе не стало. С болью сердечной вспоминают в Северодвинске те годы, когда приходилось резать новые еще подводные лодки, не успевшие пройти даже средний ремонт. Им бы служить и служить, а их - на утилизацию!

    Во что обошелся этот разорительный и безостановочный конвейер, когда на одном берегу строили, а на другом превращали в металлолом вполне пригодные для службы корабли, трудно даже подсчитать. Но эта черная и во многом вынужденная полоса, хочется думать, осталась позади. Во всяком случае, министр обороны и председатель Военно-промышленной комиссии Сергей Иванов во время июльского визита в Северодвинск не без удовлетворения отметил, что "удалось добиться главного - обеспечить ритмичность в ремонте подводных лодок и сократить время нахождения их на предприятии".

    И это действительно так. "Брянск" - уже четвертая лодка проекта 667 БДРМ, проходящая ремонт и модернизацию на северодвинской "Звездочке". Первой была К-51 "Верхотурье" (возвращена в боевой состав Северного флота в 1999 году), потом - К-84 "Екатеринбург" (2003 год). А в начале нынешнего года к месту постоянного базирования вернулась "с новым самоваром", как в шутку называют модернизированный ракетный комплекс "Синева", подводная лодка К-114 "Тула".

    Именно они, да еще несколько подводных лодок предыдущей серии 667 БДРМ составляют сейчас основу морской группировки стратегических ядерных сил. И будут обеспечивать ядерное сдерживание с морских направлений до той неопределенной поры, пока им на смену не придут ракетоносцы четвертого поколения с широко разрекламированным ракетным комплексом "Булава" Московского института теплотехники.

    Головной корабль - "Юрий Долгорукий" - обещают вывести из эллинга в начале 2007 года. Во всяком случае, именно так заявил генеральный директор Севмаша Владимир Пастухов шесть месяцев назад, в момент торжественной закладки АПЛ "Владимир Мономах" - третьего корабля в этой серии. Сколько продлится еще достройка на плаву и как долго растянутся испытания, имея в виду серьезные проблемы с ракетным комплексом, точно сказать никто не берется. Но даже если сбудется оптимистический прогноз главкома ВМФ адмирала Владимира Масорина и "Юрий Долгорукий" войдет в состав сил постоянной боевой готовности в 2008 или хотя бы в 2009 году, он один погоды не сделает. А значит, нужно поддерживать в хорошей форме существующую группировку, находить средства на ремонт и модернизацию кораблей, которые еще 10-15, а то и все двадцать лет могут с успехом выполнять возложенные на них задачи.

    И касается это не только стратегических ракетоносцев типа "Карелия", которая должна встать в ремонт, как только "Брянск" освободит место в эллинге. Сейчас на заводе возобновлена подготовка производства к ремонту АПЛ третьего поколения. Приступить к этому намеревались еще в начале 90-х, когда на "Звездочку" пришла подводная лодка проекта 949. Однако обстоятельства повернулись так, что две первые АПЛ этого проекта (заказы 605, 606) было решено утилизировать. Как уже сказано выше, не знавшие даже среднего ремонта корабли совместными усилиями Севмаша и "Звездочки" были обращены в металлолом. Десять лет прошло с тех пор. Оставшиеся в строю подводные лодки проектов 949А и 971 остро нуждаются в заводском ремонте. Особенно ярко высветил эту проблему недавний пожар на АПЛ "Даниил Московский", в результате которого погибли два члена экипажа.

    В программе вооружений до 2015 года предусмотрен ремонт АПЛ этих проектов, на "Звездочке" уже подготовлено технико-экономическое обоснование таких работ, а в проекте бюджета на 2007 год заложены на это средства. В середине сентября на заводе прошло совещание с участием первого заместителя министра обороны РФ генерал-полковника Александра Белоусова и командующего Северным флотом вице-адмирала Владимира Высоцкого. Как стало известно "Российской газете", в контексте гособоронзаказа обсуждались перспективные программы ремонта АПЛ третьего поколения.

    А это значит - у подводных лодок, не простой ценой нам доставшихся и рассчитанных изначально на 25-30 лет службы, появляется шанс на второе дыхание, а у некоторых - и на вторую жизнь. Как у "Верхотурья", "Екатеринбурга", "Тулы", а теперь еще и "Брянска".

    К моменту вывода из эллинга готовность этой лодки, по оценкам заводских специалистов, достигает 82 процентов. Экипаж подводного ракетоносца будет приятно удивлен, получив его после ремонта и модернизации. И хоть внешне он почти не изменился, обнаружить его под водой будет теперь гораздо сложнее. Зато сам он на большем удалении может засечь слежку за собой и с большей вероятностью от нее оторваться. А это наряду с ударной мощью обновленного ракетного комплекса едва ли не главная качественная характеристика.

    Всего во время ремонта и модернизации на "Брянске" внедрены изменения по 83 позициям, улучшающим тактико-технические характеристики корабля. За тем, чтобы качество ремонтных работ соответствовало заданным параметрам, авторский и технологический надзор непрерывно вели специалисты НИПТБ "Онега" и представители проектных институтов. Особой заботой ответственного сдатчика Арсена Астахова и его прямого начальника, руководителя пятого отдела Леонида Абрамова все последнее время была работа с предприятиями-смежниками, которых набралось более ста. Среди тех, чей вклад наиболее заметен: ЗАО "Биус", северодвинское СПО "Арктика", НПО "Автоматика", что в Екатеринбурге, Ижевский и Миасский машиностроительные заводы.

    В марте этого года, когда "Брянск" еще находился в технологических "лесах", один из нас имел возможность прогуляться вдоль его гигантского тела-сигары в сопровождении начальника стапельного цеха Семена Гамбурга. Тогда здесь ждали приезда начальника вооружения, заместителя министра обороны РФ генерала армии Алексея Московского и главкома ВМФ адмирала Владимира Масорина. Среди вопросов, стоявших в повестке дня, - организация сервисного обслуживания кораблей постоянной боевой готовности в местах базирования силами заводских специалистов.

    Еще с прошлого года "Звездочка" взяла на себя надзор за эксплуатацией систем и комплексов вооружения. При этом заводские специалисты не только выявляют неисправности, а и устраняют их, проводят сервисное обслуживание в перерывах между походами. Помимо этого завод производит ЗИП, необходимый для поддержания технической готовности ракетных комплексов, ремонтирует и восстанавливает оборудование, длительное время находившееся на складах ВМФ.

    Результаты этой работы отчасти можно оценить по ракетным стрельбам. Пожалуй, наибольший резонанс имел недавний пуск ракеты из приполюсного района экипажем АПЛ "Екатеринбург" под командованием капитана первого ранга Сергея Рачука. А между тем с начала года выполнено три подобных упражнения - и все успешно. Подводные лодки, которым это было доверено, проходили плановый ремонт на "Звездочке".

    Заводские специалисты, работающие в Гаджиево, не без гордости отмечают, что в последнее время причалы здесь все чаще пустуют. Это значит, что корабли, как и должно быть, находятся в море - отрабатывают учебные и боевые задачи. Тем актуальнее становятся работы по сервисному обслуживанию ракетных комплексов, а в перспективе - и общекорабельных систем в целом.

    Иными словами, на "Звездочке" шаг за шагом двигаются к созданию специализированного сервисного центра для обслуживания кораблей. Эту задачу вполне определенно сформулировал еще премьер-министр Михаил Фрадков во время визита на предприятие летом 2004 года. В том же духе высказался и министр обороны Сергей Иванов на недавнем заседании Военно-промышленной комиссии. Он подчеркнул, что создаваемые в результате интеграции судостроительной отрасли структуры будут ориентированы на выпуск конечной продукции - с сопровождением ее в течение всего жизненного цикла. И добавил, что "это особенно важно для кораблей с ядерной энергетической установкой".

    Досье "РГ"

    Ракетный подводный крейсер стратегического назначения К-117 заложен на Севмаше в апреле 1985 года, 8 февраля 1988-го его спустили на воду, а через год лодка вошла в состав Северного флота. В июне 1996 года экипаж подписал договор об установлении шефских связей с администрацией Брянска, а 27 января 1998 года ему присвоено наименование "Брянск". В разные периоды кораблем командовали капитаны первого ранга А. Смотров, И. Положий, А. Рябухин, В. Андреев. Сейчас командир К-117 - капитан первого ранга Дмитрий Зеликов.

    Всего с 1984 по 1992 год флот получил семь ракетоносцев этого типа, К-117 был пятым в серии. Сейчас в составе флота находится шесть таких лодок. Они имеют длину 167 и ширину 12 метров, водоизмещение - около 12 тысяч тонн. Максимальная глубина погружения - 400 метров, скорость под водой - 24 узла, экипаж - 130 человек. Корабли проекта 667 БДРМ способны нести на борту 16 межконтинентальных баллистических ракет, а также имеют ракетно-торпедное вооружение.

    Поделиться