10.10.2006 02:00
    Поделиться

    Юрий Тыртышов: Остудить спекулятивный пыл можно только здоровой конкуренцией

    - Юрий Павлович, в отличие от других национальных проектов, имеющих координаторов - министерства, госзаказчиков - федеральные агентства и контролеров - федеральные службы, "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" оказался обделенным. Есть только минрегион и Росстрой. Почему?

    - Наверное, потому, что наше министерство появилось позже других. На недавней коллегии минрегиона отмечалась необходимость создания федеральной службы по государственному контролю и надзору в жилищно-коммунальной сфере. Думается, такой орган будет способствовать более успешному продвижению национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России". Фронт работ для него довольно обширен.

    - Известный пакет законов заметно оброс другими нормативными актами и продолжает наращивать бумажную "мускулатуру". Чего еще недостает для формирования стройной системы?

    - Что касается нормативно-правового обеспечения национального проекта, то, конечно же, минрегион выступает первой скрипкой, но в довольно большом оркестре. По плану - графику реализации основных мероприятий приоритетного нацпроекта федеральным органам исполнительной власти необходимо подготовить 77 нормативных правовых актов - 7 федеральных законов, 66 актов правительства Российской Федерации и 4 ведомственных. Из них минрегион является головным исполнителем по 44. По другим направлениям головными являются минэкономразвития, минфин, ФСФР, минздравсоцразвития.

    Из нормативно-правовых актов, подготовка которых возложена на минрегион, к началу октября принято - 21; внесены в правительство - 3; на согласовании в министерствах и ведомствах находятся 19.

    Кроме того, в Госдуму поступили проекты федеральных законов, направленные на упрощение порядка перевода земель из различных категорий в земли поселений с целью их использования для жилищного строительства, а также на упрощение порядка проведения государственной экспертизы при осуществлении строительства.

    В целом же нормативная база, направленная на реализацию мероприятий национального проекта, сформирована. Теперь речь идет о частностях.

    - Например, о малоэтажном строительстве?

    - Минрегионом дополнительно проработаны предложения по реализации пилотных проектов по малоэтажной застройке и отобраны наиболее подготовленные для их реализации 17 субъектов Федерации, расположенных во всех федеральных округах - Архангельская, Калининградская, Ленинградская, Тюменская, Калужская, Рязанская, Волгоградская, Астраханская, Самарская, Нижегородская, Иркутская, Томская, Кемеровская области, Хабаровский край, Чувашия, Татарстан, Якутия.

    В рамках реализации подпрограммы "Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства" конкурсной комиссией отобраны 11 проектов по малоэтажной застройке, представленных Якутией, Тывой, Краснодарским краем, Вологодской и Самарской областями.

    В сентябре правительством приняты подготовленные минрегионом постановления, предусматривающие дополнительные меры государственной поддержки в этой сфере.

    - А именно?

    - Предоставление субсидий на полное возмещение затрат на уплату процентов по кредитам, привлекаемым для реализации инвестиционных проектов по обеспечению земельных участков коммунальной инфраструктурой при малоэтажном жилищном строительстве. Также субсидируется возмещение до 50 процентов стоимости инвестиционных проектов по обеспечению земельных участков коммунальной инфраструктурой при малоэтажном жилищном строительстве, при предоставлении земельных участков муниципальным очередникам.

    При этом процентные платежи по кредитам, привлекаемым для реализации инвестиционных проектов по обеспечению земельных участков коммунальной инфраструктурой при малоэтажном жилищном строительстве, не зависят от наличия и размера государственных гарантий Российской Федерации по этим заимствованиям, что позволяет получить господдержку большему количеству проектов.

    В настоящее время Росстрой по поручению минрегиона организует проведение отбора проектов по малоэтажной застройке. Предполагается оценивать их по уровню готовности к реализации и критерию эффективности использования средств государственной поддержки. Участниками подпрограммы на текущий финансовый год станут проекты, имеющие максимальные значения показателя, характеризующего отношение прогнозируемого объема ввода жилья с использованием поддержки за счет федерального бюджета к размеру этих средств поддержки. В качестве дополнительных критериев будут учитываться комплексность застройки, применение новых технологий и решений в строительстве, принятие инновационных градостроительных решений при реализации проекта.

    - Как известно, гладко бывает только на бумаге. Приходится встречать "овраги"?

    - Не сказать, чтобы часто, но, конечно же, приходится. Жизнь есть жизнь. Например, задумано благое и перспективное дело: субсидии на погашение части процентной ставки по кредитам, полученным на развитие коммунальной инфраструктуры. В апреле к этой новации был проявлен буквально ажиотажный интерес со стороны 72 субъектов Федерации, подготовивших 259 инвестиционных проектов. Причем только по 26 из них в качестве заемщиков выступали муниципальные образования.

    - Остальные?

    - Предприятия коммунального комплекса и застройщики. Отобрали, разумеется, лучших из лучших. Но вот незадача: в положенный после объявления итогов конкурса срок соглашения с Росстроем подписали только Читинская, Тамбовская, Астраханская, Кировская и Самарская области.

    По итогам отбора государственных гарантий требовалось на 12,5 миллиарда рублей, а уложились в 7 миллиардов. В сентябре выяснилось, что другие "победители" - субъекты РФ и муниципалитеты затянули принятие решений.

    - Чем мотивировали?

    - В июне правительство внесло изменения в предложенную структуру заемщиков, исключив из нее организации коммунального комплекса и застройщиков. Возникла следующая коллизия.

    Во-первых, дотационные регионы не могут воспользоваться гарантиями Российской Федерации, так как не обладают достаточным залоговым обеспечением. Доноры же могут привлечь кредитные ресурсы без федеральных гарантий.

    Во-вторых, расходные полномочия по организации в границах муниципального образования электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения на основании действующего законодательства предусмотрены за органами местного самоуправления. Расходование средств бюджета субъекта Российской Федерации на указанные цели может быть расценено как нецелевое использование.

    В-третьих, установленные Бюджетным кодексом ограничения по предельному объему государственного и муниципального долга, размера дефицита и текущих расходов бюджета не позволяют муниципалитетам привлечь для реализации подпрограммы необходимые кредитные ресурсы.

    В-четвертых, привлечение кредитных ресурсов субъектом Российской Федерации существенно сказывается на его рейтинге финансовой устойчивости. Ведь это будет существенно влиять на показатель предельного объема государственного долга по отношению к объему доходов бюджета субъекта Российской Федерации.

    В-пятых, существующий порядок реализации подпрограммы позволяет оказывать государственную поддержку без разработки дополнительных сложных механизмов только по земельным участкам, находящимся в государственной и муниципальной собственности и не переданные в пользование или аренду иным пользователям. После проведения аукциона государственная поддержка по такому земельному участку будет затруднена, так как он перейдет в пользование застройщику, победившему на аукционе, а застройщики исключены из возможных заемщиков - участников подпрограммы.

    - Круг замкнулся?

    - Сегодня все земельные участки можно поделить на четыре основные группы в зависимости от принадлежности:

    - земельные участки, предоставленные юридическим лицам до 1 октября 2005 года (на праве собственности или аренды);

    - земельные участки, предоставляемые после 1 октября 2005 года (на основании аукционов) в собственность или аренду;

    - нераспределенные земельные участки, находящиеся в государственной собственности;

    - нераспределенные земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности.

    Наиболее подходящие под жилищное строительство в 2006-2009 годах земельные участки в основном уже предоставлены во владение хозяйствующим субъектам, для которых не предусмотрено оказание государственной поддержки на строительство инженерной инфраструктуры.

    Учитывая характер возникших проблем, минрегион разработал предложения по внесению изменений в подпрограмму с целью совершенствования механизмов оказания государственной поддержки проектов по обеспечению земельных участков коммунальной инфраструктурой, в том числе и проектов малоэтажной застройки.

    Так называемый земельный вопрос становится все острее в связи с насущной необходимостью переходить от точечной застройки в городах к комплексному освоению новых территорий вокруг них.

    - Не кажется ли вам, что составной частью нацпроекта должны стать не только строительство нового жилья, но и реконструкция, модернизация существующего жилого фонда и коммунального хозяйства?

    - Имеющиеся основные фонды ЖКХ порядком изношены и продолжают интенсивно стареть. При том, что жилой сектор и коммуналка тесно взаимосвязаны, в современных условиях уже нельзя смешивать проблемы их развития в однородную массу. За состоянием домов, прилегающих территорий в первую голову должны следить сами жители.

    - Государство за предыдущие десятилетия крупно задолжало по части проведения капремонтов. Совладают ли с такой затратной махиной товарищества собственников жилья или управляющие компании, еще толком не вставшие на ноги?

    - Предлагается выделить отдельную подпрограмму в составе ФЦП "Жилище", целиком посвященную модернизации жилого фонда. В ней предусматривается предоставление гарантий по кредитам и субсидирование процентной ставки на капитальный ремонт. Вводятся бюджетные гранты на капремонт. Для семей с низкими доходами предназначается адресная социальная поддержка на оплату таких работ. Упрощается передача земельных участков, на которых расположены дома, не пригодные для проживания, частным застройщикам (девелопнерам), если они предварительно переселили всех проживающих.

    - Больной вопрос - тарифы. Что с ними будет?

    - Действительно, возникают перекосы то в одну, то в другую сторону. Для одних тарифы велики, для других - малы. Все это почва для волюнтаризма и злоупотреблений.

    Предполагается сделать следующее. Перейти к установлению среднесрочных тарифов. Ввести в процессы ценообразования тарифы из двух составляющих. Должны быть тарифы на подключение вновь построенных или реконструируемых объектов недвижимости. При сохранении 20-процентного ограничения на рост тарифов в целом по субъекту РФ разрешить рассмотрение дифференцированного роста тарифов в муниципальных образованиях.

    - На последнем заседании межведомственной рабочей группы кое-кто в штыки встретил ваше предложение о создании государственной строительной корпорации, показывающей, что жилье можно строить и продавать по фиксированной цене дешевле, чем сейчас. Вы остаетесь при своем мнении?

    - Государство, объявив проект "Доступное и комфортное жилье гражданам России" приоритетным и национальным, взяло на себя повышенные обязательства перед народом. Почему же оно должно быть безучастным к вакханалии на рынке жилья? В порядке вещей участие ЦБ в торгах на валютной бирже. Государство выступает игроком на рынке сельхозпродукции.

    Остудить понятный для бизнеса спекулятивный пыл можно только здоровой конкуренцией. Вполне, кстати сказать, рыночной механизм.

    Жилищный фонд в диаграммах

    Поделиться