22.09.2006 01:00
    Поделиться

    Публицист обрел второе дыхание

    Есть у него еще одна возможность, которой он с удовольствием пользуется, - это "Особое мнение", которое транслируется на заграничную телеаудиторию России и существует в радиоверсии "Эха Москвы". Надо полагать, что и в стартовавшем новом сезоне он не будет обделен вниманием наших телеканалов. Тем более что и сезон необыкновенный - предвыборный. А давно ли этот баловень электронных СМИ был их изгоем?

    ...Помню "телекартинку", датированную 1991-м, - это когда августовский путч уже был подавлен. Среди "подавленных", но незарешеченных путчистов и их фанатов выделялся искренней ненавистью к демократам-триумфаторам стоявший у какого-то госучреждения гражданин с плакатом на шее. Кажется, он протестовал против закрытия газеты "День". То был ее главный редактор - Александр Проханов. Тогда он был абсолютным маргиналом вместе со своим новым старым изданием "Завтра". Вышел же из тени благодаря не публицистике, а беллетристике. У этого истового донкихота от красно-коричневой оппозиции объявились свои оруженосцы - издатель Александр Иванов и литературный критик Лев Данилкин. Их усилиями в основном и взошла литературная звезда автора "Господина Гексогена", удостоенного статуса "Национальный бестселлер" - первый преданно издает все, что тот ни напишет, второй это умно интерпретирует. А уж после сближения Проханова с Березовским, после того как он взял на себя обязанность верного идейного оруженосца подрывника Квачкова, засияла заново его политическая звезда. Тем и была ему обеспечена устойчивая связь с телевидением. Этот донкихот - рыцарь желчного образа все время чувствует себя чужим среди чужих, в окружении недругов, коим приходится постоянно давать отпор. Но теперь, похоже, осадный комплекс он в себе преодолел. Теперь перед нами политический игрок, перешедший в контрнаступление. В пылу, в раже дискуссий, будь то на сугубо политические или семейно-бытовые темы, вся его непрезентабельность преображается, публицистическая стилистика его писаний трансформируется в яркую риторику. И, надо признать, одиозный публицист обрел второе дыхание.

    ...В советское время его звали "соловьем генштаба". Он был одним из немногих инженеров человеческих душ, кого допустили на афганскую войну. В тех очерках, что приходилось читать или слушать по радио, чувствовалась некоторая скованность в выражении милитаристских эмоций писателя. Оно понятно: автор был поставлен в противоречивую ситуацию. Он должен был, он очень хотел героизировать армию, но как это было сделать, когда нельзя было рассказывать о боях, о риске, о жертвах и нельзя было называть все это войной. Фантастически трудная задача.

    Запомнилась одна радиопередача "Писатель у микрофона" в 9.15 утра. Запомнилось одно соображение Проханова. У нас, мол, выросло целое поколение боевых офицеров, которые не видели крови. Поседели их виски, а они не нюхали настоящей войны. Это было так сказано, что чувствовалось: вот оно, наконец ошибка истории исправлена. Слишком продолжительный мир надоел, он вреден для настоящих мужчин; для профессиональных военных - в особенности. То есть уже тогда писатель Проханов сумел возвыситься над бренностью земной жизни. А что в осадке? Что за постоянным поношением демократов, Ельцина, евреев, американцев? Левая идея? Национализм? Патриотизм?

    Знамя Проханова - это централизм (не следует путать с центризмом). По Проханову, мир держится противостоянием централизованных полюсов. Геополитика - вот самое главное и универсальное учение о развитии жизни на Земле и во Вселенной. Все прочее - марксизм, фашизм, расовое превосходство или классовое неравенство - одежка, фиговые листки, заморочки для масс и толп. Геополитика универсальнее биологии, физиологии, психологии, взятых вместе. Вот отчего у него возникло катастрофическое восприятие мира, когда рухнул Советский Союз. Для него оно было более болезненным, чем для правоверного марксиста. И вот откуда такой мрак в его публичной маске.

    Отсюда же в его мироощущении культ силы и воли. Оттого в его образе безысходная тоска, вылившаяся в безысходно пессимистический роман "Господин Гексоген". Силовики отомстили миру за свое бессилие. Страна, мол, летит черт знает куда без пилота за штурвалом. Если мы не противостоим Западу, то и пропадай мы пропадом. Это в романе. А в жизни вроде бы еще не все потеряно. Надо только разоблачить фикцию под названием "президент РФ". Надо только прокричать миру, что кабина пилота пуста. Что он, собственно, и делает в своей газете "Завтра" и отчасти в эфире тех программ, где ему предоставляется возможность высказаться. Стало быть, по одну сторону мировой баррикады централизм есть, а по другую, по нашу, не наблюдается. Лукашенко хорош, но что он такое без ядерных боеголовок? Левые - безмозглы и безвольны. Националисты - недостаточно интернациональны.

    В конце концов он же однажды выразился в том духе, что ему без разницы, кто спасет Россию как централизованное государство, - фашизм или коммунизм. Он тогда ничего не сказал о евреях и либералах, которым несколько позже посвятил проникновенное стихотворение. Там есть такие строки: "Стоит Россия в продранной рубахе, / И держит русский голову на плахе. / Блистает в воздухе чеченская секира, / Блестит алмаз еврейского банкира. / С тех пор как у меня на сердце лед, / Мне другом стал один гранатомет".

    И это чистая правда: он давно к гранатомету приравнял перо. А также свою устную риторику. А затем то и другое - к гексогену. Довольно послушать его антисемитские речи в прямом эфире "Эха Москвы" и телекомпании RTVi. Там не так давно он рассказал своей собеседнице притчу про "воробьев, про мух, про всевозможные микроинкрустации, которые другую популяцию пытаются загнать в тупик". Иносказание было прозрачно-антисемитским. Но чтобы совсем уж стало все всем понятно, укорил журналистку: "Вы не читали экологию, там есть теория биоценозов. Когда большие огромные бессильные образования становятся жертвами экспансии других мелких образований. Это все не связано с этносами. Это биология, это социобиология". После таких речей вроде бы ни у кого не должно остаться сомнений в социобиологическом антисемитизме автора. Но по размышлении над расистскими высказываниями товарища господина Гексогена приходишь к выводу, что здесь мы имеем дело с более сложной консистенцией. Приветствуя идею уничтожения израильского государства, братаясь с палестинскими и иранскими террористами, он готов дома с распростертыми объятиями принять гениальных евреев, чтобы они усовершенствовали ядерную боеголовку, сконструировали бы танк 25-го поколения, а истребитель - 36-го. Словом, чтобы эти воробьи пархатые, мухи зловонные и прочие омерзительные микроинкрустации поработали бы на благо "Пятой Российской империи". Вполне рациональный подход, которого, к слову сказать, не были лишены ни Сталин, ни Гитлер.

    ...В наступающем новом цикле предвыборных кампаний, надо думать, резко возрастет спрос на "образы". А этот - прохановский - можно сказать, на дороге валяется. Любопытно: какая из политических сил не побрезгует и подберет его?..

    Поделиться