21.09.2006 01:29
    Поделиться

    Как преподают "Основы православной культуры"в Ростове-на-Дону

    Чему учат на уроках православной культуры

    Семиклассники вбегают в кабинет шумной толпой, чей-то продвинутый мобильник оповещает, что "коламбия пикчерз не представляет, как хорошо мне с тобою бывает..." Класс - обычная аудитория, где еще пятнадцать минут назад шла математика.

    Факультативный урок по основам православной культуры в седьмом классе в школе сегодня ведет Елена Рудольфовна Соловьева, по основной специализации - преподаватель истории. Она закончила университет и уже много лет работает учителем.

    - Что вам запомнилось из уроков прошлого года? - спрашивает Соловьева угомонившихся детей.

    - Жизнь святых. О разных церквях. О семье. О жадности. Про искушения. О сектах... - раздаются голоса.

    - Сегодня мы поговорим о том, какое влияние оказывает православие на жизнь российского общества. Сколько лет России, кто знает?

    - Пятнадцать! - торопится мой сосед по парте.

    - А я думаю, что больше тысячи, - возражает Соловьева. - Мы наследники богатейшей истории, и многое в нашей истории и культуре выросло из православия. Обычно для верующего человека день начинается с молитвы - о чем молятся люди?

    - О том, чтобы не избили, не обокрали...

    "Да, это современные дети..." - думаю я.

    - Прежде всего верующие заботятся о душе, именно об этом их молитвы. Но и о том, что вы упомянули, верующие тоже молятся. А как вы думаете, обращались ли к Богу наши правители?

    Соловьева включает видео. Идет сюжет о святой Валаамской обители, которую посещал император Александр I. Голос за кадром рассказывает о том, как царь беседовал со старцами. Елена Рудольфовна спрашивает, почему царь представился монахам как простой путешественник?

    - Просто ему было неудобно, что перед ним кланяются. А может, устал после войны с Наполеоном и не хотел, чтобы его про бои расспрашивали...

    - Наверное, он понимал, что перед Богом все равны, - неожиданно говорит кто-то из детей.

    - Человечность - одна из основополагающих черт человека православной культуры. Вот наказ, который раздавался российским воинам во время Первой мировой войны: "Воюешь с неприятельскими войсками, а не с мирными жителями. Безоружного врага, просящего пощады, не бей. Уважай чужую веру и ее храмы. Помни, что солдат - Христов и государев воин".

    Один из учеников тянет руку:

    - А разве православным разрешено воевать?

    - Когда возникает угроза Отечеству, даже священник может стать солдатом. Димитрий Донской, Александр Невский, Пересвет и Ослябя были воинами, а они прославлены как святые.

    - Скажите, а врага можно простить?

    Елена Рудольфовна берет в руки книгу:

    - До наших дней сохранился рассказ капитана корабля, который буксировал баржу с осужденными священниками из Владивостока. Происходило это во времена гонений на церковь в начале двадцатого века. Корабль со священниками надлежало затопить вместе с людьми. Монахи не впали в панику, стали молиться: "Прости их, Господи, не знают, что творят".

    В классе, где постоянно стоял шумок, наступила тишина.

    - Они что, все погибли? Ну и что им с того, что они простили капитана? - спрашивает девочка с первой парты.

    - Я предлагаю вам подумать, что творилось в душах людей, ставших свидетелями и участниками этой трагедии, - отзывается учительница. - И какую степень великодушия и мужества воспитывает в людях вера.

    В конце урока вопрос учителя:

    - Мы живем на юге, к нам приезжают много людей разных национальностей и вероисповеданий. Как относятся к этому православные? Я хотела бы, чтобы на следующем уроке каждый из вас сказал, что он думает об этом. Можно ли сочетать патриотизм, любовь к своей культуре и терпимость к чужим - вере и культуре? На этот вопрос мы будем отвечать в течение года, - подытоживает учитель.

    Звонок. Семиклассники выходят из кабинета примолкшие. Правда, через пару минут мальчишки лупят друг друга рюкзаками.

    Ко мне на "камчатку" подсаживается Елена Соловьева и методист епархиального отдела образования, историк и психолог Наталья Режабек.

    Наталья Режабек считает, что эти уроки - передача любви без интеллектуального насилия.

    - Человек рассказывает о своей вере без стремления во что бы то ни стало обратить в нее собеседника. Люди лучше узнают друг друга, уходит страх и вызванная им агрессивность.

    - Прежде чем начать читать новый предмет, я обучалась в Институте повышения квалификации и переподготовки работников образования, - рассказывает Елена Соловьева. - Посещаю ежегодные Димитриевские образовательные чтения, на которые собираются заинтересованные в этом предмете учителя со всей Ростовской области. Занимаемся со школьниками этим предметом мы уже три года, и за все время ни один ребенок не отказался их посещать. При том, что у нас много учащихся из семей, исповедующих другие религии. Но их родители сказали: "Пусть ходят и слушают".

    Правда, первое время состоятельные мамы и папы опасались, что знакомство с православием лишит их чадо предприимчивости, бойцовских качеств. Но примеры русских святых, среди которых есть и государи, и полководцы, и ученые, и представители деловых кругов, рассеяли эти сомнения. Для малообеспеченных родителей, напротив, было характерно "прагматическое" отношение: "А что это даст?"

    - Помните, как Макаревич назвал наше время? Эпоха большой нелюбви. Детям надо дать возможность соприкоснуться с живой традицией человеколюбия, служения ближним.

    "Религии мира" появятся в школах во второй четверти

    Между тем, в самое ближайшее время отправится в типографию учебник "Религии мира. История, культура, вероучение" для преподавания одноименного курса, который многими рассматривается как альтернатива основам православной культуры. "В нашем учебнике будут и древние религии, и восточные, но две трети содержания посвящено традиционным для России религиям", - рассказала "РГ" заместитель ответственного редактора учебника Евгения Токарева. Учебник готовился коллективом авторов под руководством директора Института всеобщей истории академика Александра Чубарьяна. Апробировать его будут в нескольких московских школах, где он должен появиться уже во второй четверти этого учебного года.

     

      против

    Мир не сотворен в шесть дней
    1. Россия - светское государство, и преподавание религии в школе нарушает Конституцию.
    2. Преподавание основ только православной культуры нарушает права последователей других конфессий...
    3... а также атеистов, которые вынуждены будут выслушивать про сотворение мира в шесть дней.
    4. Знания одного православия теперь уже недостаточно. В современном мире знакомство с Кораном или Торой - не интеллектуальная причуда, а насущная необходимость.
    5. Не превратится ли изначально культурологический курс в скрытое навязывание православия?
    6. А вдруг преподавать предмет придет "замшелый батюшка", клеймящий позором короткие юбки и гражданские браки? Школьников в своей правоте он не убедит, а к православию отвращение привьет. 7. Дети в школе и так перегружены.

      ЗА

    Почему нельзя прыгать с крыши
    1. Нельзя не знать свою культуру, а в ее основе почти всегда лежит православие.
    2. Сделать выбор между атеистическим и религиозным мировоззрением можно, только будучи знакомым и с тем, и с другим.
    3. Знание основ православия - элемент общей культуры человека.
    4. Секуляризация школьного образования чревата жесточайшим духовным, мировоззренческим и социальным кризисом.
    5. Только религия может задать человеку такие мировоззренческие горизонты, которые могут объяснить, почему нельзя прыгать с крыши или употреблять наркотики.
    6. Нам нужно воссоздавать и пропагандировать в мире нашу культуру, продвигать свою страну, а ее корни - в православии.
    7. С "замшелым батюшкой" можно поспорить. Дискуссия будет полезна обеим сторонам.

    НЕГРАМОТНОСТЬ

    Словарь типичных ошибок
    Духовник - священнослужитель, специализирующийся на отправлении в самый последний путь; на самом деле - священник, которому человек исповедуется более или менее регулярно.
    Дьяк - низший служитель церкви; на самом деле - чиновник высокого ранга при дворе русских царей XVII века.
    Клир - церковный хор; на самом деле - все служащие церкви, кроме хора. Псалтырь - молитвенник; на самом деле
    Псалтирь - собрание псалмов, очень древних песнопений и гимнов, обращенных к Богу.
    Анафема - церковное проклятие от имени Бога; на самом деле никакое не проклятие, но отлучение от Церкви, под анафему подпадает упорный еретик, не желающий каяться.
    Инок - русский монах, странствующий монах; на самом деле - монах, имеющий самую новоначальную степень пострижения.
    Смирение - готовность плясать под дудку первого встречного; на самом деле - одно из самых высоких понятий христианской аскетики.
    Тризна - православный обряд поминовения усопших; на самом деле - языческий.
    Месса - музыкальная часть католической обедни; на самом деле - литургия у католиков.
    Отпевание - вокальный цикл, адресованный тому, кто его не слышит; на самом деле отпевание - чин, которому 10 веков, адресованный Богу и живым, призывающий проститься навек, задуматься о быстротечности жизни.
    Примеры взяты из книги Валентины Чесноковой "Тесным путем" (с любезного разрешения автора).
    Поделиться