20.09.2006 03:10
    Поделиться

    Генпрокуратура будет контролировать сообщения граждан в милицию

    Этот приказ расписывает конкретные сроки, за которые надо рассматривать сигналы от граждан и принимать решения. Но самое главное - назначаются конкретные ответственные за соблюдение этих сроков. Так что будет ясно, чьи головы надо рубить, если заявление гражданина затеряется где-то в недрах канцелярий.

    - Приказ предусматривает более тщательный контроль и надзор за принятием процессуальных решений о возбуждении уголовного дела либо отказе в возбуждении по сообщениям граждан, - пояснили в Генеральной прокуратуре.

    Напомним, что в начале года семь федеральных ведомств подписали приказ "О едином учете преступлений". Он обязал все правоохранительные органы принимать и регистрировать сообщения о преступлениях. Раньше, если человека, допустим, ограбили, ему надо было бежать только в то отделение милиции, на чьей территории и случилось неладное. Предположим, в московском метро у гражданина вытащили кошелек. Мало расстроиться, надо было еще и запомнить, на какой станции случилось несчастье. Потому что если на "Тверской", это одно отделение милиции, а на "Серпуховской" - совсем другое. Поэтому прежде чем броситься в погоню за преступником, которого все равно след простыл, милиционеры бы долго выясняли, где именно украден кошелек. Не для расследования, а чтобы отфутболить гражданина по назначению.

    Старая недобрая система была выгодна самим милиционерам, потому что позволяла бороться не с преступностью, а со статистикой. Потому что начальство жестко спрашивало за процент раскрываемости, потому чем меньше не раскрытых преступлений было зарегистрировано, тем выше получался процент.

    Но теперь все изменилось, по крайней мере де-юре. С заявлением о краже мобильного телефона можно прийти хоть в тюрьму, хоть в пожарную часть. Там обязаны вежливо выслушать, принять и зарегистрировать. А потом переслать куда следует.

    Чтобы система работала без сбоев, Генеральный прокурор и министр внутренних дел издали вчера еще один приказ: "Об усилении прокурорского надзора и ведомственного контроля за процессуальными решениями при рассмотрении сообщений о преступлениях".

    Он поручил руководителям милицейских подразделений каждый квартал анализировать работу подчиненных им органов дознания и предварительного следствия по приему, регистрации и проверке сообщений о преступлениях. Эти результаты надо будет сравнивать с данными прокуратуры. По выявленным недостаткам принимать меры. А если выяснится, что кто-то незаконно и необоснованно отказывал в возбуждении уголовного дела, то согласно данному приказу, следует незамедлительно проводить служебную проверку. По ее результатам виновных надо будет привлекать к ответственности.

    Прокурорам предписано завести специальные книги, в которых будут регистрироваться только материалы об отказе в возбуждении уголовного дела, поступившие из милиции. Причем рассматривать и проверять такие материалы надо в течение пяти суток с момента их поступления в прокуратуру. Отдельного внимания отказные материалы заслужили потому, что они - второй способ подправить статистику. Первый, как известно, это избежать регистрации. Но если уж зарегистрировать пришлось, а теперь с этим строго, то надо раскрывать, что бывает очень трудно, практически невозможно. Поэтому какой-то умник когда-то давно придумал второй способ: отказывать в возбуждении дела. Мол, это и не преступление вовсе, а так, недоразумение. Главное в этом деле - найти какое-нибудь объяснение.

    Например, заявила гражданка о краже сумки с кошельком, забытой на крыльце. А сыщик в ходе оперативно-розыскных мероприятий "установит", что сумку украла собака, отпечатки лап прилагаются. Это, кстати, не выдумка, а конкретный пример. Часто липу в отказных материалах можно разоблачить, просто внимательно прочитав. Этим и обязаны заниматься прокуроры. А чтобы они чего-то не пропустили, теперь все отказные бумаги будут заноситься в специальную книгу.

    Поделиться