08.09.2006 04:00
    Поделиться

    В пожаре на атомной подлодке погибли два моряка

    На североморцев обрушился злой рок. Несколько громких ЧП с гибелью людей и субмарин кого угодно заставят поверить в судьбу. А она в последние годы словно испытывает ВМФ на прочность. Еще не затянулись раны после трагедии "Курска" и К-157, а в гарнизоне подводников Видяево опять готовят панихиду. Вчера стало известно, что мичман Шабанов и матрос-контрактник Этюев задохнулись во время пожара на атомоходе "Святой Даниил Московский". Случилось это в ночь на четверг, когда лодка стояла на рейде севернее полуострова Рыбачий.

    - Экипаж вышел в море в плановый поход. Возгорание произошло в электромеханическом отсеке поздно вечером, и к 24 часам московского времени оно было потушено. То, что случилось, в полном смысле слова и пожаром-то не назовешь, - утверждает начальник пресс-службы Северного флота капитан 1 ранга Владимир Навроцкий.

    Вчера днем лодку в надводном положении отбуксировали назад в Видяево, и следственная бригада занялась осмотром сгоревшего отсека, параллельно допрашивая командование базы и экипаж субмарины. Подробности таких бесед пока не разглашают. Тела погибших доставили в госпиталь для проведения необходимых экспертиз. Военная прокуратура Северного флота возбудила уголовное дело по статье 352 УК РФ - "Нарушение правил кораблевождения". Но если в ходе следствия выяснится, что гибель моряков связана еще и с другими нарушениями, список обвинений и обвиняемых наверняка пополнится.

    Сразу после того, как отбуксированная лодка встала у пирса, специалисты убедились, что на борту сохраняется нормальный радиационный фон. Авария никак не затронула ядерно-энергетическую установку, а это при ЧП на подводном флоте вызывает наибольшие опасения. Никакой радиации ни в море, ни на самой лодке нет.

    Прокурорам необходимо ответить как минимум на два вопроса: что вызвало возгорание в электромеханическом отсеке АПЛ и был ли у моряков шанс спастись? Эти вопросы корреспондент "Российской газеты" задавал различным экспертам. Мы также попытались восстановить последние часы и минуты жизни мичмана Шабанова и матроса Этюева. Картина получилась такая.

    В среду вечером экипаж "Даниила Московского" всплыл недалеко от полуострова Рыбачий, чтобы подготовиться к утренним учебным стрельбам. Электрики Шабанов и Этюев находились на рабочих местах в шестом отсеке, когда в помещении запахло гарью. Пока сложно сказать, они сами сообщили о неприятностях на центральный пост, или это сделал кто-то из соседних отсеков, но моментально сработала автоматическая система защиты ядерно-энергетической установки субмарины, а пожар был локализован. Пламени и дыму ни в коем случае нельзя было дать распространиться на соседние отсеки. Строго говоря, пожар лишь в самых критических ситуациях охватывает всю лодку. Дело в том, что во время выходов в море переборки между помещениями постоянно держат закрытыми - это непременное требование по обеспечению живучести корабля. Люки лишь на мгновения открывают, чтобы по команде впустить или выпустить людей, и тут же задраивают вновь. Что бы в этот момент ни происходило по соседству, кто бы ни находился за металлической стенкой, открывать переборку в нештатной ситуации категорически запрещено. Даже если за переборкой остаются люди, которым грозит неминуемая гибель. Таковы суровые требования автономного плавания - иначе гибель грозит всему экипажу.

    Итак, Шабанов и Этюев остались в наполняемом дымом шестом отсеке. Они оказались изолированы от других моряков, но теоретический шанс на спасение у них оставался.

    Моряки, скорее всего, наглотались углекислоты и в первые же секунды возгорания потеряли сознание

    - У каждого члена экипажа есть индивидуальная дыхательная система - так называемый ПДА. Она гарантирует моряку 10-15 минут жизни в самом задымленном помещении. Кроме того, в отсеках обязательно держат изолирующие противогазы, - рассказал корреспонденту "РГ" подводник с 25-летним стажем. - Не могу понять, почему Шабанов и Этюев ими не воспользовались. Лично у меня складывается впечатление, что ребята просто не успели что-то предпринять, им не хватило времени.

    Смертельная для жизни концентрация углекислоты - полмилиграмма на кубометр воздуха. Очевидцы трагедии утверждают: в шестом отсеке смертельного газа скопилось столько, что все было как бы в тумане. Моряки, скорее всего, наглотались углекислоты и в первые же секунды возгорания потеряли сознание. Едва пожар потушили и открыли переборки между отсекали, оба пострадавших еще дышали. Однако попытки вернуть их к жизни оказались безуспешными. Они умерли, так и не придя в сознание.

    - Думаю, неприятности начались в щите обратного преобразователя, - предположил наш эксперт. - Есть на подлодках такая машина для преобразования постоянного тока в переменный и наоборот. Напряжение в ней невысокое - где-то 350-380 вольт. Но огромная сила тока - до 800 ампер. Этого хватит, чтобы человека в пыль превратить.

    Вообще каждая субмарина оборудована километрами проводов. Но горят не только они, полыхает даже оплетка. Причин для возгорания может быть тысяча. Например, из-за повышенной влажности иногда падает сопротивляемость изоляции. Автоматы не полностью срабатывают. Закоротит что-то.

    Что именно вызвало возгорание на "Данииле Московском", повторимся, выяснит следствие. Но уже очевидно: тех коротких секунд между первыми признаками пожара и включением химической противопожарной системы лодки Шабанову и Этюеву на спасение собственных жизней не хватило. Не исключено, что они их потратили, пытаясь спасти от еще большей беды своих товарищей.

    хроника

    Аварии и катастрофы российских подводных лодок

    29 мая 1992 года - на атомной подводной лодке Северного флота произошел взрыв электрокомпрессора. Один член экипажа погиб, пятеро получили ранения.

    30 мая 1997 года - списанная атомная подводная лодка 2-й Камчатской флотилии затонула в Авачинской бухте Петропавловска-Камчатского.

    26 января 1998 года - на АПЛ "Томск" произошла авария системы охлаждения с утечкой аммиака и азота. Погибли шесть членов экипажа.

    12 августа 2000 года - во время учений Северного флота в Баренцевом море потерпела катастрофу атомная подводная лодка "Курск". Экипаж в составе 118 человек погиб.

    30 августа 2003 года - в Баренцевом море затонула атомная подводная лодка Северного флота "К-159", отправленная на утилизацию. Из 10 членов экипажа удалось спасти одного.

    14 ноября 2004 года - в Камчатской области во время ремонтных работ произошел взрыв на атомной подводной лодке. Погиб один член экипажа.

    1 августа 2005 года - на оборонной верфи "Звездочка" в Северодвинске во время газосварочных работ произошел пожар на списанной АПЛ. Погиб один человек.

    12 апреля 2006 года - в гарнизоне Вилючинск на Камчатке во время ремонтных работ загорелся отсек подводной лодки Тихоокеанского флота.

    Досье "РГ"

    Эта подлодка была заложена 1 декабря 1989 года в Ленинграде. Год спустя на корабле подняли Военно-морской флаг и под номером "Б-414" включили в состав Северного флота. 18 сентября 1996 года приказом Главкома ВМФ АПЛ присвоено почетное наименование "Святой Даниил Московский".

    Подлодка относится к проекту "Щука", по классификации НАТО Victor-3.

    На борту находятся два реактора ВМ-4П (по 75 мВт).

    Поделиться