23.08.2006 02:55
    Поделиться

    Как МВД охраняет отодыхающих

    "Российская газета" уже рассказывала о начале операции "Курорт", которая длится с мая по октябрь. Больше всего опасностей подстерегает людей по дороге к месту отдыха. О том, как милиционеры охраняют тех, кто в пути, "Российской газете" рассказал начальник Департамента обеспечения правопорядка на транспорте генерал-лейтенант милиции Вячеслав Захаренков.

    Пьянство в купе запрещено

    Российская газета | Вячеслав Владимирович, что больше всего угрожает отпускникам, решившим поехать на отдых на поезде?

    Вячеслав Захаренков | Собственная беспечность и доверчивость. И еще - азарт. Многие становятся жертвами мошенников, аферистов, карточных шулеров. Недавно наши сотрудники сняли с поезда одного такого гастролера: он совершил уже пятьсот поездок по разным маршрутам, обчищая в карты незадачливых туристов.

    РГ | А охраняет ли кто-то пассажиров в поездах? К кому в случае чего обращаться за помощью?

    Захаренков | В каждом поезде едут два наших сотрудника. Всего же пассажирские поезда сопровождают около двух тысяч патрульных ежесуточно. Чтобы вызвать патруль, надо обратиться к проводнику - в каждом вагоне есть связь с милицией.

    Но я требую от подчиненных, чтобы они не ждали, когда к ним обратятся, а постоянно обходили вагоны, выходили на перрон во время стоянок - для профилактики. Ведь профессионалу нетрудно заметить карточную игру "на интерес", назревающие в связи с этим конфликты. Более того, многих мошенников мы хорошо знаем в лицо - у нас обширная картотека. Потому 90 процентов преступлений раскрываем по горячим следам.

    РГ | Многие любят пригубить рюмку под стук колес, с домашней закуской, с приятным попутчиком...

    Захаренков | Мошенники как раз и пользуются ситуациями, когда человек расслабляется, полностью доверяет попутчику и в итоге теряет не только деньги, документы, мобильный телефон, но порой и здоровье - кто знает, какой препарат ему подсыплют в рюмку?

    Чтобы граждане могли без печальных последствий добраться до места отдыха, МВД России, в том числе Департамент обеспечения правопорядка на транспорте проводят с мая по октябрь масштабную операцию "Курорт".

    РГ | То есть на это время меры безопасности на поездах, идущих к югу, усилены?

    Захаренков | Да, особенно если едут детские группы. За сезон на отдых отправляются около двух миллионов детей. Наши сотрудники сопровождают и охраняют их на всем пути следования. А всего безопасность отправившихся на курорты обеспечивают 13,5 тысячи сотрудников транспортной милиции.

    Воровать - так всем поселком

    РГ | Сегодня злоумышленники могут не только обчистить карманы попутчиков, но и украсть пару километров железной дороги. Есть ли сдвиги в борьбе с охотниками за металлоломом?

    Захаренков | Одно время наблюдался спад этого явления, теперь - новый бум. Вероятно, это связано с активизацией экспорта металла. Но главное - так и не принято решение по пунктам приема металлолома, больше половины которых работают незаконно, принимая лом в любом виде и от кого угодно. Есть области, где кабель воруют целыми поселками - на промысел выходят даже дети. А ведь такой сбор металлолома по возможным последствиям можно приравнять к терроризму.

    РГ | Это где же такие разбойничьи слободки?

    Захаренков | В этом смысле самая криминогенная область - Тверская. Есть своеобразное ноу-хау в Тульской области: там обворовывают составы с железными чушками. Подростки забираются в такой вагон, выбрасывают на ходу металл, взрослые подбирают и сдают в приемные пункты. А затем этот металл возвращается обратно на завод и его продают повторно. Вот такой криминальный круговорот металла.

    РГ | И никто не виноват: детей к уголовной ответственности не привлечешь, а взрослых вроде бы не за что - чушки просто валялись на земле, их как бы случайно подобрали. Как с этим бороться?

    Захаренков | Меры должны принять областные администрации - на каждую шпалу милиционера не поставишь. Хотя во время саммита "восьмерки" было и такое: ставили живую цепочку от Москвы до Санкт-Петербурга. Ведь из-за массового воровства металла задержки поездов иногда случались до шести часов.

    РГ | Сколько понадобилось людей для такой цепочки?

    Захаренков | Почти пять тысяч.

    ГАИ на Москве-реке

    РГ | Входит ли в компетенцию вашего департамента безопасность водного транспорта?

    Захаренков | Входит. Например, сотрудники Московского УВД на воздушном и водном транспорте с 17 апреля, когда началась навигация, курируют 35 прогулочных и 10 пассажирских теплоходов, не говоря уже о грузовых судах.

    РГ | Но помимо них на реках полно других плавсредств - от скутеров до яхт, которые подконтрольны подразделениям МЧС. Те их регистрируют, следят за техническим состоянием, соблюдением владельцами правил, даже штрафуют. Оправданно ли, на ваш взгляд, такое разделение обязанностей?

    Захаренков | Мое личное мнение - нет. Милиция и спасатели выполняют разные задачи, и ничего хорошего в том, что они подменяют друг друга. Да, они должны взаимодействовать. Что, собственно, постоянно и происходит - мы регулярно проводим различные совместные мероприятия. Например, столкнулись с большой проблемой обеспечения безопасности на саммите "восьмерки" в Санкт-Петербурге - на чем там только не плавают! Даже туристов катают, не имея никаких разрешительных документов.

    РГ | Не проще ли объединить все функции в одних руках?

    Захаренков | Прорабатывается вопрос о создании единого водного ГАИ.

    За шутку по телефону - три года

    РГ | Зато в необходимости милицейского контроля аэропортов сомнений уже нет?

    Захаренков | Эксперимент с собственными службами безопасности в аэропортах себя не оправдал - от терактов не убереглись, а все претензии граждане все равно предъявили государству. Потому милиция, ФСБ и частные охранные структуры стали работать вместе. В феврале правительство утвердило создание в структуре милиции общественной безопасности спецподразделений по досмотру, структурно вошедших в отделы внутренних дел на транспорте. Созданы 144 спецподразделения, зоны оперативного обслуживания которых находятся в 152 аэропортах России.

    Вот объемы нашей работы: каждые сутки 700 сотрудников досматривают в среднем 1570 рейсов, свыше 125 тысяч пассажиров и 74 тысячи мест багажа. За полгода проверили 13,5 миллиона человек. В итоге предотвратили и раскрыли 373 преступления, выявили 240 лиц, находящихся в розыске. Заметно снизилось и число так называемых телефонных террористов.

    Поделиться