22.08.2006 02:00
    Поделиться

    Муниципалитеты объединяться в борьбе за дешевый кредит

    Вообще-то российские города и веси давно приохотились к займам. В минувшем году они взяли кредитов в основном у коммерческих банков на 59 миллиардов рублей. Как правило, под высокую ставку в рамках одного бюджетного года. Так что сахарок этот не слишком сладок.

    Фондовый рынок тоже дает немного. Всего 12 эмитентов - города и районы - вышли на рынок ценных бумаг. Ими зарегистрировано в номинальном отношении облигационных выпусков на сумму немногим более 7 миллиардов рублей. Объем привлеченных средств - 6,2 миллиарда рублей, при этом 2,5 миллиарда пошло на погашение ранее выпущенных ценных бумаг. Так что и здесь урожаем не похвастаешься.

    Очевидно, что настала необходимость в создании особой структуры - долговом агентстве муниципальных образований, которые давно появились во многих странах мира, считает председатель комитета государственных заимствований Москвы Сергей Пахомов. В его задачу должна входить консолидация мелких муниципальных заимствований, превращение их в крупные высоколиквидные займы. Это позволит снизить стоимость заимствований для муниципалитетов, обеспечит профессиональное управление этим уже крупным массивом долга, возникающим неизбежно при такой эмиссии долговых обязательств. И тем самым повысит привлекательность займов муниципальных образований для профессиональных участников рынка и частных инвесторов.

    Как будет функционировать долговое агентство в России? По мнению Пахомова, такой структуре целесообразно придать форму государственной корпорации. Желательно также, чтобы агентству предоставлялись государственные гарантии.

    Агентство должно иметь три простые, ясные и понятные функции: эмиссия долга; кредитование муниципалитетов, вошедших в систему деятельности агентства; профессиональное управление долговым массивом.

    Пахомов предлагает такую схему: при размещении облигаций создается так называемый фонд заемного финансирования. Из него и будут получать кредиты муниципалитеты и города России при условии, что используют их сугубо на инвестиционные цели. Агентство не предназначено для кредитования кассовых разрывов, тем более кредитования разного рода коммерческих проектов с государственным участием. Это сугубо муниципальные государственные программы совершенствования инфраструктуры, направленные на повышение качества жизни муниципалитетов и на их экономическое развитие.

    Как будут обслуживаться обязательства агентства? Все муниципалитеты, ставшие членами этой системы, заключают с агентством кредитные договоры и в соответствии с Бюджетном кодексом отвечают всем своим имуществом и в первую очередь бюджетом по своим обязательствам.

    Чтобы этот механизм работал без сбоев, муниципалитеты должны предоставить агентству право на безакцептное списание со своих счетов необходимых средств для обслуживания долга. Такая практика сейчас широко используется при получении муниципалитетами кредитов в банках.

    Поэтому при создании такой системы и с условием, что существуют федеральные гарантии, имеется резервный фонд, который может покрыть определенную долю платежей, и дефолт всех муниципальных образований, входящих в систему деятельности агентства, попросту невозможен. Муниципалитеты, вступающие в систему агентства, должны добровольно отказаться от других форм публичных заимствований. Агентство не должно становиться монополистом, как и накладывать какие-то запреты, ограничения на деятельность муниципалитетов, за исключением доступа на рынок публичных заимствований. Но основной критерий успешности деятельности агентства - это способность кредитовать муниципалитеты по ставкам значительно ниже тех, которые они сейчас могут получить, кредитуясь каждый в отдельности в коммерческих банках.

    Поделиться