21.08.2006 01:00
    Поделиться

    Войнович: "честный" Грасс показал свое истинное лицо

    Самый известный писатель-антифашист, лауреат Нобелевской премии, которая, не будем кривить душой, дается не столько за художественные достоинства, сколько за общественную позицию, признался, что в 17 лет служил в войсках СС ("РГ" писала об этом 14 и 18 августа). Проблема, однако, не в том, что служил, призыв есть призыв, и во времена фашистской Германии, и в самых демократических режимах. Тем более что по состоянию здоровья Гюнтер Грасс был почти сразу демобилизован. Проблема в том, что 60 лет писатель молчал. Собственно, единственная его вина заключается в этом.

    Другая проблема в том, что свое сенсационное заявление о службе в СС знаменитый немецкий писатель сделал аккурат накануне выхода книги своих мемуаров. Странным образом раскаяние в делах прошлых совпало с рекламой его новой книги, которая, как уже подсчитали немецкие журналисты, станет бестселлером. По оценкам издательства, выпустившего мемуары Грасса "Очищая луковицу", книга разойдется 500 тысячами экземпляров в твердом переплете, а в мягкой обложке будет продано не меньше миллиона. Выручка Грасса только от немецкой публикации в результате составит около 1, 7 млн. евро. В связи с этим ряд специалистов и литературных критиков высказали предположение, что свое признание писатель четко рассчитал, чтобы подогреть интерес к книге.

    Комментарий

    Владимир Войнович, писатель:

    - Меня эта история с Гюнтером Грассом не очень трогает, поскольку он не относится к моим любимым писателям. Поэтому нет и особенного разочарования. Из немецких писателей я, например, гораздо больше люблю Генриха Бёлля. И если бы Бёлль оказался эсэсовцем и это скрывал, я был бы очень огорчен.

    Вообще же Грасс меня удивил, потому что изображал из себя такого человека, который всегда может сказать правду-матку, который говорит поперек общему мнению, - и часто, кстати, не слишком умно говорит, - и при этом создал образ такого честного человека. И нынешняя история меня очень удивляет.

    В самом факте не было бы ничего особенного, потому что люди, выраставшие в тоталитарной системе, разумеется, были оболванены. Если он в 17 лет верил Гитлеру, верил в идеи национал-социализма, но не служил в лагере смерти и не участвовал в уничтожении людей, а воевал на фронте, то всякие заблуждения возможны и извинительны. Важно, как он вел себя потом. Был бы такой бесстрашный борец с фашизмом, бил бы себя в грудь, говорил бы, что и я там был, - и это, кстати говоря, усиливало бы его позицию, если бы он рассказал о себе последнюю правду и выразил раскаяние. А так это, конечно, бросает тень на его репутацию честного человека.

    Что касается разговоров о том, чтобы отобрать у Грасса Нобелевскую премию, то из этого, конечно, ничего не получится, дело безнадежное. Хотя у нас тоже есть замечательный и любимый миллионами людей писатель, который, если бы выразил все свои взгляды раньше, вряд ли получил бы Нобелевскую премию. И это было бы разочарование примерно такого же рода, но гораздо сильнее, чем нынешнее. К сожалению, получается именно так. Нобелевскую премию дают ведь не только за литературные достижения, но и за нравственную позицию. И подобные оплошности случаются не в первый раз. И книги Гамсуна швыряли через забор, и с Александром Исаевичем получилась накладка, и теперь с Грассом. Такая судьба. Но Нобелевская премия ему останется. Тем более что он ее, может быть, уже и потратил.

    Записал Игорь Шевелев

    Поделиться