17.08.2006 02:30
    Поделиться

    При задержании судна-браконьера в российских водах погиб японский моряк

    Первый заместитель начальника Сахалинского погрануправления береговой охраны ФСБ России, капитан 1 ранга Михаил Шевченко сообщил "РГ", что в 5.45 в российских территориальных водах пограничный сторожевой катер N285 обнаружил быстроходное судно, идущее без опознавательных знаков и сигнальных огней. Осмотровая группа высадилась на резиновую лодку и выпустила 6 сигнальных ракет зеленого цвета. Что по морским законам означает требование остановиться.

    Однако, по словам капитана 1 ранга, судно-нарушитель не обращало внимания на ракеты и запросы по радио на русском и английском языках. Пограничники начали преследование неопознанного судна, однако, как утверждает Шевченко, оно опасно маневрировало и пыталось протаранить лодку, а затем взяло курс на Японию. "Чтобы остановить беглецов, пограничники были вынуждены открыть предупредительную стрельбу из автоматического оружия по курсу следования и по кормовому срезу шхуны. Однако судно остановилось и легло в дрейф только после повторной предупредительной стрельбы над судном", - рассказал Шевченко.

    По его словам, во время преследования пограничники заметили, как с борта судна выбрасывают крабов и крабовые ловушки. Как предполагают в погрануправлении, именно при проведении предупредительной стрельбы, которую пограничники вели в целях остановки судна-нарушителя, в условиях опасного маневрирования шхуна попала под линию огня правым бортом. По предварительной информации, в это время один из членов команды получил огнестрельное ранение в голову, которое оказалось смертельным.

    Шевченко также сообщил, что после задержания на борту шхуны досмотровая группа обнаружила остатки морепродуктов - около десяти килограммов осьминога, тридцати килограммов краба и 25 крабовых ловушек.

    К 14.00 по сахалинскому времени пограничники отконвоировали шхуну в Южно-Курильск для разбирательства. Выяснилось, что эта рыболовецкая шхуна с бортовым номером 123754 Kisshin maru принадлежит Японии, 4 члена экипажа - также граждане Японии. Кроме того, по данным Шевченко, уже в Южно-Курильске в трюмах шхуны пограничники нашли еще около 4 тонн краба.

    По сведениям японских информагентств, владелец и капитан судна - житель японского города Немуро Ногуру Санасито, судно приписано к порту Ханасаки (Хоккайдо). Погибший моряк - 35-летний житель Немуро Мацухиро Марито.

    По предварительным данным, рыболовная шхуна занималась браконьерским ловом в российских территориальных водах.

    Проверку по факту гибели человека и применения оружия будет проводить прокуратура Южно-Курильска.

    Как сообщили "РГ" в пресс-службе прокуратуры Сахалинской области, по факту применения пограничниками оружия будет проведена проверка. Ее возглавит заместитель военного прокурора 318-й военной прокуратуры гарнизона Струев.

    В отношении капитана японской шхуны по факту промысла и нарушения госграницы России расследование будет вести Сахалинское погрануправление береговой охраны ФСБ.

    По данным информагентств Японии, в связи с задержанием шхуны в МИД Японии для дачи объяснений к 11.00 (4. 00 мск) был вызван советник-посланник посольства РФ Михаил Галузин. По информации источника "РГ", в ходе встречи глава европейского отдела МИД Синдзи Харада заявил протест в связи с "необоснованно жестоким поведением российских пограничников".

    Подобный случай в российских территориальных водах последний раз был зарегистрирован в октябре 1956 года.

    В то же время следует заметить, что столь жесткое обращение российских пограничников с нарушителями пограничного режима - сверхординарное событие.

    Сотни браконьерских судов, промышляющих в водах Дальнего Востока России, вынуждают береговую охрану идти на крайние меры.

    Так, по данным группы общественных связей Сахалинского погрануправления, практически еженедельно в море обнаруживаются и задерживаются браконьерские суда. Многие из них, чтобы скрыть свою принадлежность, выходят в российские территориальные воды под флагами других стран. Так, известны случаи, когда на судах под флагом Камбоджи или Белиза работали экипажи из России.

    Браконьеры редко подчиняются требованиям пограничников и, как правило, стараются скрыться в территориальных водах Японии. Как объясняют капитаны пограничных кораблей, порой только угроза применения оружия заставляет нарушителей остановиться.

       комментарий

    В ФСБ России считают, что оружие было применено на законных основаниях.

    Наши пограничники, как известно, находятся в составе Федеральной службы безопасности. Поэтому корреспондент "РГ" обратился в Центр общественных связей ФСБ РФ с просьбой прокомментировать ситуацию с задержанием японской быстроходной шхуны.

    Такой инцидент, когда на японском судне-нарушителе гибнет один из членов экипажа, случился впервые за 50 лет, пояснили в ЦОС ФСБ. Российские пограничники утверждают, что стреляли в воздух поверх шхуны, но при этом не отрицают, что теоретически случайная пуля рикошетом могла зацепить рыбака.

    Преследование судна-нарушителя осуществлялось двумя офицерами пограничных войск на быстроходной моторной резиновой лодке. На самом судне при его осмотре в Южно-Курильске не обнаружено ни на бортах, ни в надстройке ни единой пробоины от пуль автомата или каких-либо других следов предупредительной стрельбы.

    Справка "РГ"

    По данным экспертов, контрабанда морепродуктов из исключительной экономической зоны России в порты Японии ежегодно оценивается в сумму более 800 млн. долларов. В прошлом году российские пограничники пресекли деятельность 130 преступных групп, занимавшихся незаконным морским промыслом и контрабандой морепродуктов. Представители японских властей признают, что браконьерство представляет серьезную проблему.

    Поделиться