05.08.2006 00:00
    Поделиться

    В Москве открылась выставка, посвященная 100-летию Дмитрия Шостаковича

    Портрет композитора во времени - так можно определить содержание экспозиции. Можно выстроить маршрут, на котором в хронологической последовательности предстанут фотографии Шостаковича - от не по годам серьезного мальчика в круглых очках до печального свидетеля и звукописца эпохи. Сюда же войдут и групповые снимки. Входящих на выставку встречает постановочная группа спектакля "Клоп" в составе Маяковского, Мейерхольда, Родченко и Шостаковича. Ближе к концу экспозиции встретится схожая по концентрации группа - вместе с композитором запечатлены исполнители его скрипичной сонаты Давид Ойстрах и Святослав Рихтер.

    Но этот биографический путь по выставке не будет прямым - плавный рассказ то и дело прерывается тональными модуляциями, в нем появляются побочные партии. Заявив симфонический принцип построения материала, куратор выставки Оксана Резниченко постаралась выдержать его от начала до конца.

    Иногда логические связи выстраиваются словно сами собой. Так, собственноручно составленная Шостаковичем-болельщиком таблица чемпионата СССР по футболу (на первом месте "Спартак", на полях наискосок записан еще и результат финала кубка) проиллюстрирована широко известными снимками футбольного матча на Красной площади - знаменитой "инсталляции" сталинских времен.

    Несколько кадров из спектакля Большого театра "Леди Макбет Мценского уезда" соседствуют с уничтожающими отзывами как простых рабочих, так и тружеников сцены (в опере нет мелодий, партии трудно петь). Среди любопытных экспонатов современного ей военного раздела экспозиции - обложка журнала Time 1942 года. На ней сочными "техниколоровскими" красками изображен Шостакович в пожарной каске (рядом есть и архивная черно-белая фотография). Тут же приведена история про некого бизнесмена, узнавшего, что композитор служит в пожарной дружине, и с чисто американской деловитостью предложившего в обмен на него прислать хорошо обученную бригаду пожарных.

    Среди экспонатов есть и несколько графических портретов. На одном рукой Дмитрия Дмитриевича приписано: "Мне очень нравится этот портрет. Я на нем очень похож". На другом: "Узнаю себя". Подпись и точная дата: 27 IV 1946. Наверное, XX век мог бы сказать те же самые слова о музыке Шостаковича.