04.08.2006 03:40
    Поделиться

    Греф подготовил проекты на деньги Инвестфонда

    В него включили семь предложений. Сообщая эту новость журналистам, Греф признался, что "это было одно из самых приятных мероприятий" в его работе на посту главы минэкономразвития.

    Одобренные проекты Греф сравнил с "крупными народнохозяйственными стройками СССР" и отметил, что "колоссальная работа была проделана в рекордно короткие сроки". Теперь все идеи будут представлены правительству. Но, судя по оптимизму главы минэкономразвития, проблем там не возникнет.

    Напомним, что на прошлой неделе комиссия дала "зеленый свет" четырем инвестиционным предложениям из регионов - по строительству Западного скоростного диаметра в Санкт-Петербурге, участку платной трассы Москва - Санкт-Петербург, комплексу нефтеперерабатывающих заводов в Татарстане и глобальному проекту по развитию Нижнего Приангарья. А вчера список дополнили еще тремя проектами, и все они касаются развития транспортной инфраструктуры. Речь идет о строительстве нового выхода Минской трассы на МКАД, железной дороги к залежам полезных ископаемых в Читинской области и Орловского тоннеля под Невой.

    Таким образом, планируется запустить семь масштабных проектов, которые помогут поднять экономику страны и регионов. Их размах действительно впечатляет. Так, самое значимое предложение из вчерашней "партии" - строительство железной дороги около Читы - предполагает, что в область будет вложено более 140 миллиардов рублей. "В советское время вкладывали столько?" - поинтересовался глава минэкономразвития у представителя областного правительства. И попенял, что на заседание инвестиционной комиссии не прибыл лично губернатор. Оказалось, что он находится на торжествах в Монголии. "Да если бы шла речь о привлечении в мой регион 140 миллиардов рублей, я бы отложил все дела. Вся Монголия за десять лет не получит столько", - назидательно заметил Греф.

    Инвестиционный проект в Читинской области, по его словам, позволит справиться с президентской задачей по развитию Восточной Сибири. Железнодорожная ветка протяженностью в 360 километров должна помочь предпринимателям освоить труднодоступные залежи полезных ископаемых, а для их переработки они построят несколько горно-обогатительных комбинатов. В регионе будет создано более 70 тысяч новых рабочих мест, а ежегодные поступления в областной бюджет увеличатся на треть. Причем в этих расчетах отражается только прямой эффект от инвестиций, но запуск проекта, надеется Греф, будет генерировать новые идеи и источники бюджетных поступлений.

    Не менее значимы и остальные инвестиционные проекты. По подсчетам Грефа, они дадут почти 140 тысяч новых рабочих мест, а поступления в федеральный бюджет за 10 лет составят минимум 363 миллиарда рублей. Общий объем инвестиций по семи проектам за девять лет составит 667 миллиардов рублей, из них 164 миллиарда внесет государство, остальные затраты возьмет на себя бизнес. По положению об Инвестфонде, на частный капитал должно приходиться не менее 25 процентов расходов. Но уже сейчас на каждый бюджетный рубль привлекается более двух рублей частных средств. И это, похоже, не предел. Глава минэкономразвития надеется, что как только механизм частно-государственного партнерства, на котором строится идея Инвестфонда, начнет работать, бизнесмены увеличат свою долю в проектах - они будут вкладывать на каждый государственный рубль по три-четыре своих.

    Кстати, спрашивать с предпринимателей за выполнение взятых обязательств чиновники намерены по всей строгости. На заседании комиссии Греф предупредил авторов проектов: "Предусмотрены хорошие штрафные санкции, которые должны удовлетворить наш моральный ущерб, если вы не выполните свои обязательства". А помимо бизнеса минэкономразвития хочет привлечь к "стройкам века" еще и региональные бюджеты, средства ОАО "РЖД". У них в развитии транспортной инфраструктуры - прямой интерес и выгода. "Надо подвинуть РЖД на частичное финансирование. Пусть дадут хотя бы пять миллиардов", - советовал Греф читинцам. И это, по его словам, "надо сделать и по другим проектам".

    Государство же, со своей стороны, готово приступить к выделению денег под проекты, как только будут заключены концессионные соглашения. "Проблем не будет", - обещал Греф. В этом году, по прогнозам минэкономразвития, выделят 4-5 миллиардов рублей. Но и это, по словам Грефа, "нормальный цикл". "Я рассчитывал, что выделим не более 2-3 миллиардов рублей", - признался глава минэкономразвития. "Неосвоенные" средства, а в этом году, как известно, в Инвестфонде было зарезервировано почти 70 миллиардов рублей, перейдут на следующий год. И лишними они не станут.

    Уже на следующей неделе инвестиционная комиссия соберется, чтобы рассмотреть еще четыре проекта, прошедших экспертизу в Федеральном агентстве по управлению особыми экономическими зонами. К тому же конкурс работает в режиме нон-стоп, и новые предложения из регионов поступают постоянно. "В минтрансе сейчас рассматривают 40 проектов, претендующих на софинансирование из Инвестфонда. Интерес со стороны бизнеса - огромный", - сказал журналистам глава ведомства Игорь Левитин. А за счет семи отобранных проектов, по его словам, на 500 километров вырастет магистральная железнодорожная сеть и на 1000 километров увеличится протяженность автомобильных трасс.

    Впрочем, пока, с сожалением отметил Греф, нет ни одного предложения по развитию социальной инфраструктуры. "Но мы сейчас думаем, как простимулировать приток частных инвестиций в образование, здравоохранение, физкультуру и спорт", - резюмировал глава минэкономразвития. Правда, как государство собирается завлекать бизнес в эти важные, но малодоходные отрасли, он не пояснил.