27.07.2006 23:00
    Поделиться

    Как заработать на любви к прекрасному

    Мы за ценой не постоим

    Среди тех трех-четырех сотен ценителей прекрасного, кто открыто заявляет о своих коллекциях, немало бизнесменов и банкиров. Глава финансовой группы "Мост" Владимир Гусинский одним из первых стал покупать полотна Ивана Айвазовского. Говорят, что именно от него пошла мода украшать банковские офисы морскими пейзажами. Президент Альфа-банка Петр Авен увлекся творчеством русских живописцев Серебряного века. По словам специалистов, он обладает коллекцией первоклассных работ маcтеров "Бубнового валета" и "Голубой розы".

    Появление новых русских собирателей относится к началу 90-х. Правда, поначалу их интерес ограничивался русскими художниками-реалистами, романтиками и академистами - Репиным, Айвазовским, Шишкиным, Маковским. Причем если, к примеру, Васнецов, то обязательно "Аленушка" либо "Богатыри", а отнюдь не его символистические, более поздние работы. Потребности отражали вкус, сформированный в детстве. Среди новоявленных коллекционеров были владелец "Русского золота" Александр Таранцев, президент Всероссийского биржевого банка Вадим Авдеев, заплативший по тем временам фантастическую сумму в 115 тысяч долларов на аукционе "Альфа-арт" за васнецовского "Витязя на распутье". Приоритеты в живописи новых русских покупателей не могли не отразиться на ценах произведений реалистического искусства. По сравнению с предшествующим периодом они поднялись в 3-4 раза. Это был огромный скачок. Но все же эти цены с мировыми соотноситься никак не могли. Если на Западе, например, Айвазовский продавался за 250-300 тысяч "зеленых", то в России покупатель выкладывать за картину более 100 тысяч психологически был не готов. Правда, сейчас этот рубеж разумного составляет более внушительную сумму - 2-2,5 миллиона. Впрочем, отечественный арт-рынок в конце 80-х был как никогда насыщенным, выбирать было из чего. За четыре года (1995-1998) на нем произошло полное перераспределение художественных ценностей. Старые коллекционеры либо ушли на дно, либо разорились, а их более удачливые молодые "коллеги" существенно пополняли свои коллекции, причем действительно стоящими произведениями.

    Русские пришли

    Впервые русские игроки появились на западных аукционах в 1993 г., что стало для отечественного коллекционирования принципиально важным моментом. Поскольку до этого за все почти 80 лет советской власти ни один из российских собирателей не имел такой возможности. По признанию Валерия Дудакова, председателя Общества российских коллекционеров и консультанта аукционного дома "Сотбис", до середины 90-х на западных аукционах отечественными ценителями живописи приобретались в основном работы русских мастеров.

    Непреходящ интерес "новых русских покупателей" к творчеству Айвазовского. Ажиотажный спрос на знаменитого мариниста вызван прежде всего тем, что он у всех на слуху. Любопытно, что до революции самых высоких цен удостаивались полотна салонного живописца Генриха Семирадского. Впрочем, после октябрьских событий его имя было напрочь забыто. Популярности феодосийского мастера способствовала в немалой степени его творческая плодовитость. Кто еще из русских живописцев может похвастаться созданием аж 5 тысяч полотен?

    Сейчас, по словам В. Дудакова, на пике популярности творчество мастеров "Бубнового валета" и "Голубой розы". Цены просто сумасшедшие, особенно на работы художников "Бубнового валета", стоимость которых достигает миллиона долларов, что, по мнению коллекционера, труднообъяснимо. Ведь Кончаловский и Машков 1910-1915 гг. - периода расцвета "Бубнового валета" - и 1920-1930 гг. - это, как говорят в Одессе, две большие разницы.

    Оcобенности национального коллекционирования

    По наблюдению западных арт-дилеров, российский ценитель прекрасного выбирает больше сердцем, глазом, чем разумом, ему важно, чтобы приобретенный шедевр прежде всего производил впечатление. Разделяет мнение зарубежных коллег и Валерий Дудаков: "Отличие отечественного собирательства от западного состоит в отсутствии тонкого понимания различий в произведениях искусства, говоря профессиональным языком, "знаточества". Есть вещи неброские, но важные с точки зрения раритетности, этапные в творчестве мастера, значимые для истории искусства и т. д. Но наши новые собиратели проходят мимо них, поскольку те не всегда самые выразительные и самые дорогие".

    Вообще, спектр российского собирательства, по мнению коллекционера, достаточно узкий. На Западе арт-рынок гораздо более дифференцированный, там представлено большое количество самых разных предметов искусства, которые у россиян не вызывают ни малейшего интереса.

    Радует то, что коллекционирование для многих из хобби превратилось в настоящую страсть. Как всякая страсть, она затягивает, вынуждая изучать, осмысливать ее. А поэтому постепенно меняются и приоритеты в собирательстве в пользу истинных художественных ценностей. Появились по-настоящему первоклассные крупные коллекции живописи у нашей бизнес-элиты: Авена, Семенихина, Некрасова, Федотова, Бондаренко.

    Cохранить и приумножить

    То, что инвестиции в произведения искусства - один из самых надежных и доходных способов размещения капитала, хорошо известно. Выгода вложений в шедевры живописи сопоставима по доходности с венчурным инвестированием. Следует также отметить еще одно достоинство инвестиций в прекрасное. По сравнению с другими инвестиционными активами арт-рынок куда менее чувствителен к геополитическим событиям. Поскольку российский фондовый рынок все меньше удовлетворяет инвесторов из-за своей слабой предсказуемости, они чаще обращают свои взоры на произведения искусств. Капитализация отечественного антикварного рынка стала реальностью. Основной ее признак - объемы капиталов, вложенных в русскую живопись, и постоянный рост цен на нее. Еще одним признаком того, что коллекционирование картин в нашей стране из разряда хобби перешло в разряд серьезных капиталовложений, стало появление специализированных банковских услуг.

    Кто не риcкует...

    Но инвестируя в произведения искусства, стоит помнить, что на арт-рынке действуют те же законы, что и на любом другом. К примеру, финансовый кризис, разразившийся в 1991-1993 гг., вызвал снижение цен на многие предметы искусства. Шедевр эпохи Возрождения, работу Тинторетто в середине 90-х гг. можно было купить за 40-50 тысяч долларов. Картина Дега его раннего периода продавалась за 60-70 тысяч. Русский авангард предлагался просто за бесценок. Причин тому было множество, но одной из главных стали неудачные торги на "Сотбис" и "Кристис".

    Дом "Кристис" выставил на продажу фальшивую коллекцию авангарда якобы из галереи Ван Димена. Разразившийся грандиозный скандал привел к тому, что доверие к русскому искусству этого направления было подорвано. "Сотбис" лишь добавил масла в огонь, выставив на аукцион коллекцию авангарда Костаки, цены на которую были неимоверно завышены. Покупателей не оказалось, и ее пришлось снять с торгов. Второй риск, от которого не застрахован даже самый сведущий и знающий собиратель, - риск наткнуться на пустышку, фальшак. Причем нередко он может иметь сертификат, заключение авторитетного эксперта. Вкладывая деньги в недостоверные работы, вы рискуете потерять все. Cталкиваются коллекционеры и с такой ситуацией, когда распространяются ложные слухи вокруг первоклассных работ. И нужно уметь, невзирая на негативный флер, увидеть то, что действительно заслуживает доверия. Кроме того, стоит помнить, что рынок - лишь один из показателей ценности и значимости творчества того или иного мастера, но вовсе не единственный. В истории тому немало примеров. Тот же Семирадский. Его картины в конце XIX в. стоили куда больше, чем полотна Сурикова или Репина, а потом он был начисто забыт.

    Но, как известно, кто не рискует, тот...

    Полностью текст опубликован в августовском номере "Национального банковского журнала"

    Поделиться