21.07.2006 02:00
    Поделиться

    В Ивановской области прошел фестиваль "Плес на Волге. Льняная палитра"

    Информационным партнером фестиваля выступила "Российская газета". А власти региона надеются, что, став ежегодным и популярным, это мероприятие будет способствовать созданию в курортном городке особой экономической туристско-рекреационной зоны, а также поможет превращению Ивановской области в одну из столиц мировой моды.

    Подиум на дебаркадере

    В сознании россиян Плес прочно связан с именем знаменитого пейзажиста Исаака Левитана, который жил, любил и творил на этих волжских просторах несколько лет. Его плесские пейзажи стали знаменитыми и пополнили лучшие коллекции мира. Критики говорили, что Плес прославил Левитана, а Левитан - Плес.

    Гораздо меньше Плес известен в качестве родины льняного текстиля - тут была основана первая льняная мануфактура, а изделия и ткани поставлялись в самые отдаленные районы России и Европы. В советские годы звание Героя Социалистического Труда получило 28 плесян - работников льняной отрасли. 

    Объединить такое историческое наследие, сделать его полезным для экономики и жителей области решили в этом году правительство области и активистки клуба "Деловая женщина". Тем более, что уже 14 лет подряд в Иванове проводится Текстильный салон, превратившийся в последние годы в крупный международный конкурс производителей тканей и дизайнеров одежды. Творческая планка участников возросла многократно. Конкурсы способствовали сохранению кадров и развитию мощной дизайнерской школы - коллекции ивановских модельеров стали выгодно отличаться от других.
    Новое начинание активно поддержал знаменитый кутюрье, почетный гражданин Парижа и Иванова Вячеслав Зайцев. Приурочили фестиваль в Плесе к Дню города.

    Правда, чтобы открыть фестиваль в Плесе, сам город пришлось закрыть. Транспорт сюда допускали только по спецпропускам. Местные жители и гости города, не обремененные правительственными должностями и журналистскими бэджами, могли наблюдать за показом лишь с берега. Впрочем, подиум, смонтированный на дебаркадере, был хорошо виден зрителям на набережной и в многочисленных лодках, катерах и яхтах, то и дело подплывавших посмотреть на манекенщиц и манекенщиков (для фестиваля специально готовили парней из Ивановского института противопожарной службы) в модных новинках. К удивлению организаторов, понаблюдать за действием собралось не менее 8 тысяч человек, в то время, как в Плесе живет всего 3 тысячи. Номера автомобилей показали, откуда приехали остальные: из городов Ивановской, Вологодской, Ярославской областей, Санкт-Петербурга и Москвы.

    Два пиджака - пара

    Что касается льна и льна отечественного, в первую очередь, то устроители праздника придали ему значение едва ли не стратегическое: "Льняная палитра" - это и возрождение, и продолжение исконно российских традиций".

    - У льна, я думаю, очень серьезная перспектива. Я сегодня тоже надел льняной пиджак и многие другие во льне - у нас была такая договоренность, большинство выдержало ее. Я думаю - это серьезное красивое мероприятие, и мы надеемся на его продолжение, - сказал Михаил Мень, открывая мероприятие.

    Президент фестиваля - Слава Зайцев - также явился в светло-кремовом льняном пиджаке, цвет которого тут же окрестили цветом нынешнего лета.

    - Я получил сегодня огромное удовольствие от того, что увидел большое количество людей, одетых в льняные изделия, отечественные. Это меня очень радует, - добавил кутюрье.
    Правда, соведущая фестиваля Тина Канделаки общей договоренностью пренебрегла, а, может быть, просто не знала о ней, о чем явно потом пожалела, провожая каждую коллекцию вздохами сожаления: "дайте ободочек", "вот идут мои юбочка и сумочка".

    Не оказалось на фестивале коллекции из Италии, которую ожидали ранее, но это никого не расстроило: уровень дизайнерских решений и качество исполнения российских модельеров были более чем высоки.

    На приглашение поучаствовать в первом форуме откликнулись десятки предприятий и дизайнеров России (и гости из Белоруссии и Украины), работающих со льном. Все они пережили самые трудные годы, когда государство бросило их, а рынок заполонил дешевый импортный ширпотреб. Но оставшиеся фабрики стали выпускать конкурентную продукцию: кто оттолкнулся от производства постельного белья, скатертей и занавесок и перешел на изготовление рубашек и брюк, кто привлек модельеров для выпуска коллекции одежды, которая бы рекламировала их ткань, а потом освоил и этот сегмент. Некоторые компании ежегодно существенно увеличивают обороты.

    Сегодня перед предприятиями стоит задача вытеснить с отечественного рынка китайские и турецкие изделия. Для этого они закупают новое оборудование, которое позволяет добиться качественной обработки ткани, так как именно это было слабым звеном российских производителей, ведь у людей сложился стереотип, что льняная одежда грубая и быстро мнется. Будучи абсолютно реальной темой для отечественного производителя, технологически лен, увы, до сих пор продвигали иностранцы. Именно они научились сжимать ткань, добиваясь особо модного эффекта. Даже Зайцев рассказал, что, готовя новую коллекцию, специально мнет ткань под прессом, чтобы  "придать ей новое ощущение".

    Но сегодня уже появились ивановские ткани, прошедшие мягчение и усадку. Из льна стали делать жаккардовые полотна, ткани с набивкой, разноцветный текстиль, что делает одежду более удобной, красивой, а значит, и более продаваемой. Если учесть возрастающую популярность тканей из льна, особенно российских, экологически чистых и качественных, то в успехе отрасли не приходится сомневаться.

    Дизайнеры Анна и Алексей Бородулины, получившие высшую награду фестиваля - "Серебряного Феникса" - за коллекцию "Цветы Парижа", говорят, что эта работа, выполненная из традиционной льняной ткани, - их последняя. Они представляют, какова будет реакция публики и критиков, когда появится их коллекция из нового льняного полотна местной фабрики, которое больше похоже на дорогую импортную бархатную ткань, нежели на лен.

    Автор коллекции "Мятный бриз" Ольга Голубева использует смесовую ткань - лен с шелком, хлопком, шерстью и даже бамбуком. Ее мужские пиджаки - не привычные утяжеленные с подкладкой, а облегченные, с ярким рельефом, в модной цветовой гамме. Если в этом году в ходу все яркое, люминесцентное - желтое, салатовое, оранжевое, то в следующем - белые, разбеленные и пастельные цвета, а также розовый, песочный и все оттенки бежевого.

    Живой бренд как залог успеха

    Коллекции "прет-а-порте" и "прет-а-порте люкс", демонстрировавшие отличное чувство цвета, формы, композиции, насыщенности понравились и специалистам, и зрителям.

    - На меня модели из льна произвели сильное впечатление, да и уровень профессионализма дизайнеров высокий, - сказал корреспонденту "РГ" Вячеслав Зайцев сразу после показа. - Эта одежда не академичная и элитарная, не бутафория и не чистый подиум, а реальная, понятная для россиян - у нас ментальность простая. Сегодня были коллекции жизнеспособные, креативные, промышленные, что редко бывает на фестивалях и конкурсах. С точки зрения моды интересно то, что сохранены традиции и самобытность: в моделях, в вышивке, в кружевах живет русская тема - то, чем можно гордиться. Приятен и широкий ассортимент в выборе одежды. Каждый может себе что-то выбрать. Лен - реальная тема, и наши люди ее принимают.

    Соведущая фестиваля Тина Канделаки признала, что в такой одежде можно "и на работу ходить, и в люди выходить", что, оказывается, модно одеваться возможно не только в столицах, но и в провинции.
    Однако больше всего устроителей беспокоило качество исполнения самого фестиваля. "Льняная палитра" - явление организационно-имиджевого порядка. Не только и не столько фестиваль моды, сколько "ярмарка тщеславия", в хорошем смысле этого слова. Область упорно пытается значительно подняться в инвестиционных рейтингах, и для нее этот опыт сродни дефиле дебютанта на модном показе.

    Плес, как свободная туристско-рекреационная зона, - предел мечтаний областной власти. Чтобы стать по-настоящему модным регионом, стоит погнаться за модой. От "Льняной палитры" ждут не столько эстетического, сколько экономического эффекта: новых брендов, новых производителей, и, конечно, инвестиций. Будучи сам по себе брендом, Вячеслав Зайцев не скромничал:
    - Раз я здесь - значит мероприятие будет долго жить.

    Поделиться