18.07.2006 23:20
    Поделиться

    Сахалинские рекорды

    "РГ"Только что оператор проекта "Сахалин-2", компания "Сахалинская Энергия", подписала еще одно соглашение о поставках сжиженного природного газа с новым покупателем — японской энергетической компанией "Чубу Электрик Пауэр". Согласно документу, с 2011 года эта третья по величине энергетическая компания Японии начнет получать полмиллиона тонн СПГ в год в течение 15 лет. Как видим, ход реализации проекта "Сахалин-2" подтверждает, что СРП выполняет ту роль, которая отводилась ему и другим сахалинским проектам при возникновении в России этого экономического режима. "Сахалин-2" показал, что страны Азиатско-Тихоокеанского региона, которые уже сейчас потребляют немалую долю российского СПГ, могут оценить дальновидность "восточной ориентации" энергетической политики России.

    В этом году геополитически мотивированный отказ России от энергетического евроцентризма получил и глобальное признание: Россия, как известно, сейчас председательствует в "большой восьмерке" и несет ответственность не только перед странами Старого Света. Ответственность, вовсе не ограниченную сроками ее лидерства в "G-8".

    Реализуемый международным консорциумом российский проект "Сахалин-2" уже сейчас можно считать удачной моделью глобального энергетического сотрудничества, разумеется, с поправкой на законодательную специфику. Активное развитие стратегически важного и для АТР, и для и североамериканского континента источника энергоресурсов потребовало беспрецедентного по сложности и размаху инженерного и управленческого поиска, учета сейсмических и географических факторов. Как говорится, игра стоила свеч: по оценкам, запасы газа одного только проекта "Сахалин-2" примерно соответствуют объему экспорта российского газа в Европу за три с половиной года, а извлекаемые запасы нефти эквивалентны суммарному полугодовому объему экспорта нефти из России.

    Сначала необходимо пояснить экономическую суть недавних договоренностей в рамках "Сахалина-2". Поставки будут осуществляться с первого в России завода по сжижению природного газа. Компания "Сахалинская Энергия" ведет его строительство в районе поселка Пригородное на побережье залива Анива, на южной оконечности острова Сахалин. Мощность двух технологических линий завода составит 9,6 миллиона тонн СПГ в год. Показательно, что уже сегодня, когда до момента начала поставок осталось около двух лет, на поставки большей части продукции заключены долгосрочные контракты. Напомним, что "Чубу Электрик Пауэр" стала уже седьмой японской компанией, подписавшей соглашение о закупках сахалинского газа. Помимо этого, СПГ с Сахалина будет поставляться в Северную Америку и Республику Корея.

    Все это предусматривает второй этап проекта "Сахалин-2", реализация которого стартовала в 2003 году для полномасштабного освоения двух месторождений на сахалинском шельфе. Несколько компонентов — установка морских платформ "Лунская-А" и "Пильтун-Астохская-Б", сооружение завода по сжижению природного газа и объединенного берегового технологического комплекса, строительство двух нитей трубопровода — складываются, по экспертным оценкам, в самый крупный комплексный проект в мире в нефтегазовой отрасли.

    Но, пожалуй, самым зрелищным и высоко оцененным специалистами достижением компании "Сахалинская Энергия" стала беспрецедентная операция по установке верхних строений газодобывающей морской платформы "Лунcкая-А". Само это событие произошло в конце июня этого года в Охотском море на северо-восточном участке континентального шельфа Сахалина. Однако ему предшествовал длительный процесс подготовки, каждая ступень которой напоминает взятие математиком сложного интеграла.

    В декабре 2004 года в порту Восточный завершилось сооружение железобетонного основания для платформы. В его строительстве принимали участие более двух тысяч российских специалистов. Для них это стало ценным опытом, поскольку отечественная промышленность ранее не занималась созданием морских нефтегазодобывающих платформ.

    Уже в июне 2005 года основание платформы "Лунская-А" было выведено из специально построенного сухого дока порта Восточный и доставлено к месту установки на Лунском месторождении, в 15 километрах от северо-восточного побережья Сахалина. Грандиозная конструкция прошла путь длиной в 1765 километров и затем была опущена на морское дно.Это тот редкий случай, когда технические подробности не навевают скуки. Так, железобетонное основание платформы "Лунская-А" — гигантское сооружение, состоящее из опорной плиты и четырех цилиндрических колонн. Общий вес основания платформы — 103 тысячи тонн. Высота сооружения, почти 70 метров, сопоставима с величиной 25-этажного дома. Такая же конструкция для платформы "ПА-Б" была установлена и на Пильтун-Астохском месторождении. Стоит заметить, что подобные сооружения в России раньше никогда не строились и не устанавливались. Гиганты были выполнены преимущественно силами отечественных специалистов и, по отзывам очевидцев, "впечатляют своей филигранной четкостью".

    Следующим техническим шагом стало строительство и установка верхних строений платформы "Лунская-А". И здесь компания "Сахалинская Энергия" продолжила удивлять видавших виды специалистов дерзостью и оригинальностью своих технических решений. Вместо того, чтобы поочередно завозить все элементы платформы на Лунское месторождение и монтировать их также последовательно, компания осуществила установку полностью интегрированной цельной палубы. "Виною" тому — сложные погодные условия в Охотском море.

    Верхнее строение "Лунская-А" было изготовлено признанными в мире специалистами по оборудованию для морских платформ — южнокорейской компанией "Самсунг Хэви Индастриз" — на судоверфи на острове Кодже. Здесь же сейчас заканчивают работы по сооружению верхнего строения платформы "ПА-Б". Итак, передовые достижения инженерной мысли позволили совершить маленькое чудо: совместить на интегрированной палубе все необходимое буровое и добывающее оборудование, установки для разделения углеводородных жидкостей, а также жилые помещения для персонала. Конструкция массой в 21800 тонн может потягаться по своему весу с тремя Эйфелевыми башнями.

    Как во всякой талантливой пьесе, кульминация затмила все. Над тем, как транспортировать верхние строения платформы на Лунское месторождение на Сахалин, бились лучшие кораблестроительные умы России и Германии. И решение, которое они нашли, лишь казалось со стороны неосуществимым. На деле же было показано искусство достигать невозможное. С помощью гидравлических супердомкратов, специально изготовленных для этой операции, огромное сооружение было поднято на 25-метровую высоту и поставлено на гигантскую погрузочную раму. Говоря спортивным языком, был установлен мировой рекорд для строительных площадок по подъему столь тяжелых сооружений на такую высоту. Транспортировка верхних строений осуществлялась на специально построенной барже необычной Т-образной формы размером в два футбольных поля. Операция по буксировке конструкции длилась одиннадцать суток.

    Отметим, что высокая сейсмическая активность сахалинского шельфа заставляет реализовывать вместе с технологическими ноу-хау и чрезвычайные меры безопасности. К примеру, на "Лунской-А" предусмотрены три степени защиты персонала. В случае экстренной ситуации эвакуация с платформы может производиться вертолетами, спасательными ботами или с помощью системы "скай сэйф" — спуск по специальному желобу.

    Суммируя недавний прорыв, совершенный в проекте "Сахалин-2", надо признать, что сейчас Россия еще не готова реализовывать подобные проекты самостоятельно, поэтому и была привлечена южнокорейская компанию "Самсунг Хэви Индастриз". И самый важный вывод, пожалуй, состоит в том, что в ходе реализации новаторских нефтегазовых проектов, подобных "Сахалину-2", российские предприятия получают новые знания и в недалеком будущем смогут самостоятельно проводить строительство на морском шельфе.

    Поделиться